«Солдатом музыки» Ростропович называл себя сам. По законам совести в честь этого «солдата» 12 апреля был устроен грандиозный музыкальный парад целой армии. Так чествуют не солдат, а генералиссимусов музыки. И главным героем был инструмент, которому Мстислав Ростропович был предан всю жизнь, — виолончель.
Концерт «Приношение Мстиславу Ростроповичу» прошел при полном аншлаге в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Вечер стал кульминацией III Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Собрались лучшие из лучших российских виолончелистов разных поколений: и маршалы (Давид Герингас, Иван Монигетти), и молодые генералы (Александр Князев, Кирилл Родин, Борис Андрианов, Денис Шаповалов, Александр Бузлов, Евгений Румянцев). Они командовали полками «челлистов» главных симфонических оркестров Москвы — Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова (худрук — Владимир Юровский), Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии (худрук — Юрий Симонов), Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (худрук — Юрий Башмет), Московского государственного академического симфонического оркестра п/у Павла Когана, Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (худрук — Владимир Федосеев), Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (худрук — Владимир Спиваков), Государственного академического камерного оркестра России (худрук — Алексей Уткин), Российского национального оркестра (худрук — Михаил Плетнев).
Максимальное количество виолончелей на сцене было около сотни. В частности, в таком составе под руководством Давида Герингаса была сыграна «Гамлет-Баллада» Родиона Щедрина. Впервые эта баллада была исполнена в 2005 году в Японии. Тогда, согласно указаниям партитуры, Мстислав Ростропович руководил тысячью шестьюдесятью семью виолончелями. Но и в нынешнем «камерном» составе грандиозность звучания щедринской музыки чувствуешь сполна.
Программа вечера, по сути, стала мощной заявкой темы: виолончель это инструмент-универсум, способный в самых тонких нюансах заменить собой звучание и голоса, и органа, и огромного симфонического оркестра, и хора.
Изумительно сыгранные прозрачные темы баховской сюиты (солист Александр Князев), «Песни птиц» Пабло Казальса (солист Борис Андрианов), «Бахианы» Виллы-Лобоса (солист Давид Герингас), «Лебедя» Сен-Санса (солисты Кирилл Родин, Евгений Румянцев), «Вокализа» Рахманинова (солист Денис Шаповалов), «Анданте» Прокофьева (солист Иван Монигетти) сменялись самозабвенной виртуозностью опусов Пьяццоллы, Боккерини, Ростроповича (в «Юмореске» солировал Александр Бузлов).
Пространство звука раздвигалось безмерно благодаря роскошной тембровой палитре монументальных панно, исполненных большим виолончельным оркестром. В его интерпретации тоже звучали любимые опусы Мстислава Ростроповича: Баха, Шуберта, Прокофьева, Кнайфеля, Пьяццоллы, Равеля. Транскрипции этих произведений для ансамбля виолончелей сделал композитор Артем Васильев под редакцией Дениса Шаповалова. И становилось ясно — виолончель действительно может все. Не умея с криком бежать в атаку, ее звук движется на вас с неотвратимостью бытия того Великого Времени, в котором измерение жизни приобретает смысл.
Погруженные в пространственно-временной континуум виолончельного звучания хрестоматийные опусы («Болеро» Равеля) в самом деле оказываются причастны к идеям-эйдосам, архетипам, основам основ. Такова природа умеющего «удерживать время» виолончельного звука, о котором гениально писал Мандельштам и метафору которого использовали в своих фильмах режиссеры киноальманаха «На 10 минут старше. Виолончель»: Вендерс, Годар, Бертолуччи и другие.
Спасибо, что возводить акустический каркас иногда помогали приглашенные солисты: в «Болеро» Равеля и Марше из «Любви к трем апельсинам» Прокофьева великий ударник Марк Пекарский, в «Либертанго» Пьяццоллы баянист Михаил Бурлаков, в Адажио Шуберта и «Лебеде» Сен-Санса пианистка Анастасия Соколова, в Хоральной прелюдии Баха контрабасист Михаил Кекшоев. Они прочерчивали контуры. Картину создавал звук виолончели.
Еще одна тема, к которой обратил вчерашний концерт: в современной культуре изолированное существование видов искусства — архаизм. Парад виолончелей воспринимался вчера и в качестве великолепного арт-перформанса, театра звука, где по определению преодолеваются избитые амплуа. Даже визуально множество виолончелей различных оттенков группировались на сцене в композиционные фигуры замечательной красоты — шедевр абстрактного минимализма.