Все смешалось в голове у россиян – кто богат, тот и знаменит, кто знаменит, тот и богат.
Самым знаменитым среди богатых, по версии журнала Форбс, сегодня является Стас Михайлов. Исполнитель русского шансона. И вот что интересно: по доходам он не на первом месте, но зато по количеству кликов в поисковике «Яндекса» далеко обошел прежнюю знаменитость – Марию Шарапову, она со своими 24 миллионами долларов годового дохода (а это на целых четыре миллиона больше, чем у Стаса) -- оказалась только на втором месте. И все потому, что его фамилию набрали в графе поиск четырнадцать с половиной миллионов граждан!
На третьем месте – та самая Алла Пугачева, что бессменно представляет культуру в душе россиян со времен Брежнева, на четвертом – Александр Овечкин (честно скажу, мне пришлось залезть в Яндекс, чтобы узнать, что это известный хоккеист, так я добавила ему кликов), на пятом – Григорий Лепс, на шестом – Филипп Киркоров, на седьмом – Николай Басков, на восьмом – Ксения Собчак, на девятом – Елена Ваенга, на десятом – Дима Билан.
Всего знаменитостей пятьдесят, но остальные сорок уже не так интересны. В десятке же – те, кто поет. И два спортсмена. А вы говорите Олимпиада! Культуру надо поддерживать, там электорат прячется.
Я воздержусь от оценки способа составления рейтингов – мы все знаем, что они не достоверны, произвольны и ни о чем не говорят, а делают их для повышения цитируемости.
Но взлет русского шансона с первым, пятым, восьмым местом – это согласитесь знак качества – отечественной аудитории, ее пристрастий и способов эти пристрастия выражать.
Услышав как-то в популярной телепередаче на тему «Шансон победил попсу», что в России, стране литературоцентричной, шансон предпочитают попсе потому, что больше любят истории, чем мелодии, я задумалась и полезла в Интернет. Прочла тексты песен – Михайлова, Ваенги и Лепса, и не нашла там ни одной истории, вот что удивительно. То есть ни одного цельного сюжета, в духе старых добрых тюремных баллад. Тексты оказались коротки и совершено бессюжетны.
Помню, еще в студенческие годы отправили нас на картошку, где поселили в колхозных избах. Хозяин нашей был совершеннейший и непросыхающий алкаш, не имел уже ни мебели, ни посуды – только один продранный диван, на котором и спал. Так вот он обогатил мой девичий слух своей версией знаменитой песни: «Я родился на почте в семье рыбака…» -- не сомневаясь, пел наш дядя Вася, так как слово ямщик в его лексиконе отсутствовало. Соседство рыбака с почтой его нимало не смущало – бывает всякое в нашей реальности.
Вот по такому принципу построены и песни наших знаменитых соотечественников – в них слышит ухо, что разум неймет, зато названы все ключевые слова, опорные знаки нашего коллективного бессознательного, что само собой выстаивает в душе слушателя все необходимые связи.
Вот, например, поет Михайлов: «Пришла война в рассвете дня» – ну тут понятно, так всегда начинается война: «22 июня ровно в 4 часа …», в кино все видели. Дальше «солдат, взял автомат», и натурально «прошептал: «Помилуй Боже!». А потом остается только завещать жене: «Ты только жди…, и я к тебе вернусь». Откуда? Да «Со злой войны, где все мы умираем». Кто умирает, зачем, за что? Само собой понятно: «за отчий дом и за святую Русь, за детский смех и за горбушку хлеба….» Тут мужчины достают носовые платки, жены рыдают, в комментариях оставляют растроганное – «патриотичная песня».
Причем рыдают не только простые жены – и жены высокопоставленные тоже плачут. Телеведущая Татьяна Лазарева в своем блоге в феврале рассказала очень возбудившую Интернет историю про то, что ее друзья, «среди которых были люди, вращающиеся в околополитических кругах, рассказывали, что некая Светлана Медведева очень уж привечает С. М. и посещает все его концерты. Посему околополитические и бизнес-круги тихонько скулят и воют: им тоже приходится туда ходить, хлопать и улыбаться, втайне поглядывая на часы. Реально! Говорят, прямо так и объясняют, мол, извини, сегодня вечером не смогу, иду на концерт этого Стаса Михайлова, чтоб его».
Однако покровительство самого президента, даже если оно есть, может обеспечить демонстрацию большого фильма о певце на ТВ, и даже присуждение ему звания заслуженного артиста России (о котором, говорят, официально ходатайствовал Жириновский и ЛДПР), и даже спровоцировать многие тысячи кликов, но ему не под силу подарить реальную популярность Михайлова, а так же Лепса и Ваенги. А они, как ни верти, дъяволськи популярны, на их концерты охотно покупают билеты, а уж корпоративы с их участием…
объяснить любовь народа попробовал обозреватель журнала «Афиша» Александр Горбачев в статье «Стас Нерукотворный»: «Ваенга–Лепс–Михайлов — это новая форма авторского городского фольклора, происходящая из города, где зарекаются от тюрьмы, но не от сумы, где вместо ходок — дорога от дома до работы и обратно». То есть такая романтика новых офисных….Потсшансон. И еще он заметил, что механизм этой популярности это своего рода «пример гражданского сопротивления: народ сделал свой выбор — и выбрал Стаса Михайлова». Горбачев уверен – «предложение просто-напросто соответствует спросу, обоих стали показывать по телевизору, когда артисты уже круглогодично гастролировали по стране. Похоже, успех Михайлова и Ваенги — реальный пример культурного гражданского сопротивления: давно говорят, что оккупировавшие телеэфир продюсерские проекты работают исключительно на корпоративы, а не на реальную публику; ну вот теперь публика воспряла и проголосовала рублем и ногами».
Ну так за что все-таки голосуем рублями и кликами?
Во-первых, за любовь. Стас Михайлов – певец любви, традиционной и романтической, как коврик с лебедями. В его песнях двое любящих постоянно то летят, как две белых птицы, то плывут, как «два белых корабля Надежды, счастья и любви», или «два облака на небе синем, два ангела любви»… Любовь лирический герой Михайлова, естественно испытывает к женщине, к Родине и к Богу. Слова рай, храм, небо, постоянно повторяющиеся на все лады, приводят к неизбежному и высокому освящению чувств: «А устану я вдруг, я упав на колени\Посмотрю в небеса у последней черты.\Заберите меня, где нечерные тени\Где все ангелы в белом, где царство любви».
Хотите еще? А народ – хочет.
Народу рифма «бодяге-бродяге» не западло. Потому что есть чувство. И это , второе, очень важно, даже важнее красивых слов об облаках и крыльях. Без шуток. Тот надрыв, с которым Михайлов выпевает: «В доме моем горит одиноко свеча .Сейчас ты уйдешь навсегда, и погаснет она» – это то самое, о чем тоскует душа и одинокой пенсионерки и забубенного бомбилы-таксиста, который тоже хочет туда, « где по солнышку на каждого.\Где нет бедного и жадного\Там любовь царит\И это видно рай, рай, рай…»
Бедный рай, стандартный, малогабаритный. Но все же, как сказал по другому поводу серьезный писатель Юрий Олеша: « Надо написать повесть о душе, которая брошена в мир, в ужас, и хочет оптимизма».
Вместе со Стасом Михайловым миллионы этих душ чувствуют, что в их жизни еще может быть что-то хорошее.
Популярность важнее денег
Интернет вывел Стаса Михайлова в лидеры
Наверх