Сегодня, 5 июля, в Вологде откроется международный фестиваль молодого европейского кино VOICES. Хороший вопрос: где Вологда и где европейское кино? Тем не менее фестиваль пройдет уже во второй раз, и те, кто был на первом, отзывались о нем весьма положительно, что, мол, программа интересная, фильмы свежие, атмосфера приятная.
Я туда тоже еду, на три последних дня — так что посмотрю на месте, как там все происходит.
А сейчас о том, зачем мне это надо — ехать в Вологду и смотреть там кино.
Город не то чтобы имел репутацию известного культурного центра. Скорее все, что мы знаем о культуре Вологды, связано с прошлым – Вологодский Кремль, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, старинные частные дома, украшенные деревянной резьбой. Но по инициативе правительства области там принята программа модернизации городской среды до 2020 года, и одним из ее пунктов значится «Вологда — культурная столица Русского Севера». Так что развитие идет быстро — общее количество праздников увеличилось, по данным администрации, на 40%. Хотя, конечно, есть и проблемы — недостаточность финансирования и неудовлетворительное состояние культурных объектов. Но над этим работают.
Наверное, пройдет очень много времени, пока Вологду начнут соотносить не только с кружевами, маслом, резным палисадом, но и с кино. Если вообще когда-то это произойдет.
Вот, например, Международный гаврилинский музыкальный фестиваль, как кажется, в последний, пятый раз прошел аж в 2008 году, больше упоминаний о нем не встречала. Приеду в Вологду, спрошу, какова его судьба.
А международный же театральный фестиваль «Голоса истории», придуманный критиком Александром Свободиным в 1991 году, прошлым летом прошел уже в десятый раз (проводится раз в два года).
Насколько приживется в городе кинофестиваль, пока непонятно, а главное — станет ли он особенным, вологодским? Пока это не удалось ни одному региональному кинофестивалю, кроме разве что ивановского «Зеркала».
Из Москвы кажется, что фестиваль VOICES позиционирует себя совершенно по-взрослому, но в то же время понять, в чем его специфика, отсюда сложно. В конкурсе – десять фильмов, из них более половины — премьеры. В жюри под председательством британского режиссера Хью Хадсона (четыре «Оскара» за фильм «Огненные колесницы») — сербский режиссер Горан Паскалевич, актрисы Ксения Раппопорт и Катерина Мурино, президент МКФ в Софии Стефан Китанов и российско-украинский режиссер Сергей Лозница, прошлогодний победитель VOICES. Объявлены мастер-классы итальянского классика Паоло Тавиани, польского мастера Кшиштофа Занусси, Александра Сокурова и режиссера анимационного кино Ирины Евтеевой.
Завтра, 6 июля, на фестивале впервые вручат приз «Талант без границ» и получит его Александр Сокуров, ретроспектива которого пройдет по этому случаю в Вологде.
Что изменится, если в городе хотя бы раз в год будут показывать приличное кино? Около ста молодых режиссеров должны приехать на фестиваль — они-то, как правило, и составляют аудиторию просмотров и мастер-классов. А как на это реагирует вологодская публика? А вологодская пресса? Что нравится и что отталкивает? Об этом я напишу, когда приеду, если я смогу разобраться.
Но симптоматично, что все больше российских регионов начинает включать культуру в состав своего бренда, следуя за бодрым воплощением в жизнь проектов Марата Гельмана в Перми.
Вологодский международный
Современное кино пытается занять в Вологде свое место рядом с кружевами и резным палисадом
Наверх