Вокалисты еще только начинают соревноваться, а между тем у виолончелистов, скрипачей и пианистов уже сегодня начинается второй тур. Теперь он устроен совсем не так, как мы привыкли. Собственно, второй тур – это только два дня сольных выступлений, сегодня и завтра. Затем – новый отсев. И еще два дня «второго этапа второго тура» (выступления с камерными оркестрами, чего раньше в формате конкурса Чайковского не было).
Во второй тур прошли по 12 исполнителей в каждой специальности. У виолончелистов обошлось без сенсаций – почти все те, на кого делались своеобразные ставки (как до начала, так и после выступлений на первом туре), благополучно прошли в следующий круг. Оба российских виолончелиста – Александр Рамм и Алексей Жилин, достойно отыгравшие в Малом зале Консерватории, — в этом списке, вместе с Нареком Ахназаряном, которого публика тоже принимает за «своего». Остальные представляют примерно полмира.
У скрипачей – та же интернациональная сборная, многие участники которой оказались так нестабильны, что результаты первого тура теперь вызывают бурные споры (в частности, обсуждается то, что не прошла дальше заметная ученица Захара Брона Маю Кишима).
Самым интригующим и популярным в полном согласии с давними традициями стал конкурс пианистов. За пять дней в отремонтированном БЗК отыграли 28 человек, больше половины которых — российские музыканты. Те же пропорции сохранились в списке участников второго тура. Лишь четверо из двенадцати – иностранцы. Строго говоря, пятеро: Александр Романовский, тренировочно отыгравший перед конкурсом с Владимиром Спиваковым, лондонский ученик давнего лауреата конкурса Чайковского и участника нынешнего фортепианного жюри Дмитрия Алексеева, гражданин Украины. Еще двое из иностранцев так или иначе наследуют традиции русской фортепианной школы, поскольку учатся в Европе у бывших российских музыкантов. Это Сара Данешпур – выпускница Кертисовского института музыки занимается ныне у Олега Волкова, и Франсуа Ксавье Пуаза – ученик Евгения Королева (он тоже в жюри), прекрасно игравший Моцарта в первом туре. В мощной российской компании – ладный и складный Филипп Копачевский, за которого активно болеет московская филармоническая публика, Алексей Трифонов (лауреат недавнего конкурса им. Шопена в Варшаве, в равной степени утонченный и выспренний музыкант), Александр Лубянцев – третья премия прошлого конкурса Чайковского, сильно выросший за пять лет так, что стал стопроцентно убедителен и почти неузнаваем. Еще Павел Колесников – свежая новость от Московской консерватории, в списке учителей которого так много фамилий, что органичность индивидуальной манеры он, кажется, вытаскивает из просвета между школами и влияниями. Здесь же – взрослый Эдуард Кунц, умно управляющий разными оттенками манерности, 22-летний Александр Синчук – чистый лист, примечательный своей совершенной незамутненностью, и Алексей Чернов – он прошел в основной список участников конкурса из запаса после того, как двое конкурсантов не приехали.
Чужаки, затесавшиеся в парад русской школы, – корейский вундеркинд Сенг Чжин Чо (ему 17 лет и в его послужном списке уже есть авторитетные победы) и хрупкая барышня с железной волей и живыми пальцами Йол Юм Сон – вторая премия американского конкурса Вана Клиберна, откуда, собственно, к нам и прибыл менеджер Ричард Родзинский, обещающий вернуть былой престиж Международному конкурсу им. Чайковского. С престижем станет яснее позже, а популярности, особенно конкурсу пианистов, не занимать: за три первых дня раскуплены все билеты на все дни всех фортепианных туров.