Один из самых громких конфликтов в жизни московских театров последнего времени наконец-то исчерпан: департамент культуры объявил, что худруком Театра имени Маяковского стал Миндаугас Карбаускис, тридцатидевятилетний режиссер, ученик Фоменко, работавший в последние два года в РАМТе, а до того – в «Табакерке» и в МХТ.
Так завершился затяжной конфликт актеров с их прежним режиссером Сергеем Арцыбашевым, которого они обвиняли в бездарности и полном небрежении делами театра. Из-за этого прежде знаменитейшая "Маяковка" с историей, полной спектаклей-легенд, восходящих к Мейерхольду, превратилась в полуразрушенное здание с вечно пустыми залами. Труппа, выращенная и собранная когда-то Андреем Гончаровым и состоящая большей частью из его бывших учеников, еще не вся разбежалась, и бунт начали ее самые знаменитые артисты: Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Евгения Симонова, не желавшие смиряться с угасанием своего театра. Изгнать Арцыбашева этой весной в конце концов удалось, но, как известно, состоятельных режиссеров, способных и желающих возглавить огромный театр, к тому же находящийся не в лучшей форме, найти не просто.
То, что этот пост согласился занять Миндаугас Карбаускис, один из самых ярких российских режиссеров среднего поколения, - одновременно и радует, и пугает театралов. И, вероятно, сходные чувства должны вызывать в самом театре. С одной стороны, у этого режиссера безупречная репутация, с другой – известно, что характер у него непростой и весьма конфликтный. Каково ему будет справляться с ролью кризисного менеджера в чужом коллективе, да еще полном знаменитостей? Каково интроверту, прежде занимавшемуся только творчеством, будет взвалить на себя заботы о неотремонтированном здании, о зарплатах, актерской занятости и так далее? Есть, конечно, надежда, что ему поможет давняя семейная закваска – Карбаускис не раз рассказывал, что члены его семьи в Литве занимаются бизнесом.
Ну, а с другой стороны – собственно театр. Сможет ли Карбаускис совместить все организационные заботы, падающие на голову руководителю театра, с методичным репетиционным процессом? Собственно, об этом больше всего и беспокоятся театралы: не лишатся ли они Карбаускиса - режиссера. Ну, а даже, если Карбаускису удастся и профессией худрука овладеть, и режиссера в себе сохранить, труппе "Маяковки" можно пожелать сохранить то терпение и мужество, которое они проявили в борьбе с Арцыбашевым. Только теперь ей придется бороться с собой. Превращение из увеселительного заведения в хороший театр не может не быть болезненным, да и у Карбаускиса репутация режиссера крайне твердого и даже жесткого в репетициях. Тут главное – начать.
Бороться с собой
Худруком Театра имени Маяковского стал Миндаугас Карбаускис
Наверх