Подписчикам сайта Венецианской биеннале 2 мая было разослано информационное письмо с именами художников, удостоенных "Золотого льва" 54-й Венецианской международной артвыставки за достижения в художественной жизни (проще говоря, «за выслугу лет»). За месяц до официального открытия форума (он пройдет с 4 июня по 27 ноября 2011) его победителями назначены Элен Стюртевант и Франц Вест.
Решение, принятое по предложению куратора Биче Куригер советом биеннале во главе с президентом Паоло Баратта, обусловлено выдающимся вкладом обоих художников в артпроцесс. Отдельно акцентируется важность предлагаемой Стюртевант и Вестом точки зрения на художественные объекты в их отношении к другим интеллектуальным дискурсам.
Учитывая первостепенное значение для современного искусства левых идей, можно вспомнить знаменитый тезис Карла Маркса об экспроприации экспроприаторов. Он подразумевал закономерный процесс уничтожения частной собственности посредством изъятия у экспроприаторов средств производства. В изобразительном искусстве сегодняшнего дня схожий процесс отчуждения художественного языка, потеря на него прав собственности и присвоение его другими называется апроприацией. Напрямую апроприацией произведений занимается ветеран contemporary art Элен Стюртевант. Она с агрессивной последовательностью и без колебаний копирует объекты Уорхола, Стеллы, Дюшана, Маккарти, жесты Йозефа Бойса. Разрушая иерархии, в который раз поднимает вопрос о сегодняшней природе авторства, копии, плагиата.
Ветераном артжизни является и близкий к венскому акционизму Франц Вест. С семидесятых годов он создает свои «пасштюки» или «адаптивы» - неуклюже сделанные из фейковых материалов абстрактные отростки, которые сам Вест уподобляет визуализации неврозов или низведению высоких художественных жестов до бутафорной карнавальной телесности. Как отмечет исследователь творчества Веста Людвиг Сейфарт, на сложение образа гротескного тела в искусстве австрийца повлияла «карнавальная» концепция Михаила Бахтина.
И Вест, и Стюртевант предлагают последовательно «горизонтальную» модель культуры, в которой нет места «священным» уровням смыслов, представлению о шедевральности и уникальности. Предъявляется что-то вроде акта пищеварения культуры карнавальным телом левых интеллектуалов. Это тело жрет, перерабатывает, рыгает, писает и испражняется. И мы обречены смотреть на продукты жизнедеятельности (кстати, одна из самых известных инсталляций Франца Веста 2001 года так и называется - «Сырая пища»).
Сейчас художники получат венецианских «Золотых львов». Вообще-то с позиций норм существования их искусства это очень нелогичный жест. Минус на минус дает плюс. Как и в случае с экспроприацией экспроприаторов, апроприация апроприаторов неизбежно встроит новых героев в новую вертикаль значений, ценностей и цен.
Напомним, что Россия на Венецианской артбиеннале выступит с проектом «Пустые зоны» классика московского концептуализма Андрея Монастырского и группы КД.