Гадать, кому дадут награды на «Золотой маске», - дело всегда безнадежное. Слишком от многих факторов зависит результат.
Во-первых, как на любых конкурсах страшно важно, кто в жюри: в зависимости от состава, от пристрастий каждого и даже от того, каким именно образом сшибаются мнения, дело может принять совершенно разный оборот. Не раз случалось, что из-за непримиримой позиции самых активных членов жюри, каждый из которых поддерживал своего любимого сильного номинанта, в результате призы брал кто-то средний, вяло устраивающий всех. На этот раз «драматическое» жюри, руководимое профессором-шекспироведом Алексеем Бартошевичем, выглядит солидным и сбалансированным, но, поскольку все люди в нем театральные, нельзя исключать внезапных эмоциональных решений.
Ну и второй важный фактор, специфически театральный, касается гастролеров. Невозможно предсказать, как именно в конкурсе сыграют спектакль. Случается, что актеры, великолепно играющие в собственном городе, как только выходят на московскую сцену, да еще видят перед собой жюри, полное знаменитостей, совершенно тушуются. А бывает, наоборот, какой-то заведомый середняк, вдруг, махнув по-русски рукой: «терять нечего, один раз живем!», - сыграет так, что выйдет в фавориты. Театр все же дело живое и непредсказуемое.
Попробуем все же разложить карты. В номинации «драматический спектакль большой формы» с самого начала все ставили на лучший московский спектакль прошлого сезона – «Дядю Ваню» Вахтанговского театра в постановке Римаса Туминаса. На мой взгляд, фестиваль в эту картину ничего существенно нового не внес, так же, как и в расклад премий на лучшую мужскую роль – Сергей Маковецкий в роли дяди Вани, похоже, вне конкуренции.
Единственный спектакль большой формы, тоже произведший на всех сильное впечатление – это эффектнейший «Изотов» Андрея Могучего. Но мне кажется, что все же у Вахтанговского спектакля шансов больше. А у Могучего тогда реальный шанс получить премию за режиссуру, как и приз за сценографию (художник «Изотова» – Александр Шишкин). Впрочем, на приз за режиссуру, есть и другие серьезные претенденты: из той же «большой формы» - тяжеловесы Кама Гинкас за «Медею» в ТЮЗе и Валерий Фокин за «Гамлета» в Алексадринке (в этом спектакле получить награду имеет шанс и сценография Александра Боровского).
Наиболее вероятные претенденты на приз за лучшую женскую роль, на мой взгляд, тоже располагаются в «большой» номинации и обе из мхатовских спектаклей: Марина Голуб, играющая заглавную роль в «Вассе Железновой» и Ольга Яковлева – Бабушка из «Обрыва». Мне бы хотелось в этот список включить и Юлию Марченко – Елену Андреевну из Александринского « Дяди Вани», но думаю, что масштабность первых двух актрис в мнении жюри перевесит.
Что касается спектаклей «малой формы», список которых длинен, как никогда, то здесь, на мой взгляд, наиболее вероятные претенденты на приз за лучший спектакль - пушкинский «Триптих» Петра Фоменко, которого, кажется, никогда не оставляют без наград, и «Ничья длится мгновение» Миндаугаса Карбаускиса в РАМТе. Соответственно, и Фоменко, и Карбаускис первыми будут спорить за режиссерскую награду с постановщиками «большой формы».
Зато в списке спектаклей «малой формы» располагаются наиболее вероятные претенденты на специальные призы жюри. С одной стороны – целый блок из четырех обаятельных представлений РАМТа, поставленных дипломниками Сергея Женовача из РАТИ в рамках проекта «Молодые режиссеры - детям». В большой степени это «коллективное выдвижение» и было рассчитано на спецприз. Но, с другой стороны, в нежданные фавориты фестиваля вдруг вышел спектакль «Экспонаты» Марата Гацалова из Прокопьевска Кемеровской области - все отметили, что удивительно удачно прошел. И, возможно, жюри решит своей наградой поддержать этот маленький, но очень лихой театр, это было бы справедливо.
Что касается номинации «Новация», то здесь, на мой взгляд, главные претенденты на «Маску» - два спектакля театра «Школа драматического искусства»: экспериментальная опера Александра Маноцкова «Гвидон» на стихи Хармса и «спектакль-шествие» «Тарарабумбия» Дмитрия Крымова. А из кукольных спектаклей явно впереди других чеховский «Медведь» из Костромы с милейшими марионетками, и страшноватый «Грибуль-простофиля и господин шмель» по сказке Жорж Санд с грубо рубленными деревянными куклами.
Впрочем, ни за что не ручаюсь.
Гадание на театральной гуще
Кому сегодня вручат премии «Золотая маска»?
Наверх