«Cвятая Анна» позиционирует себя как самый демократический фестиваль в мире: все работы, поданные в оргкомитет, автоматически попадают в конкурс. В этом году конкурс «Святой Анны» побил все рекорды: 316 короткометражек. Но повлияет ли этот всплеск активности дебютантов на будущее отечественного кинематографа?
Семь членов жюри, в составе которого люди профессиональные и занятые, честно отсмотрели сотни часов киноматериала. В субботу они поднялись на сцену, чтобы объявить имена победителей: Максим Зыков («Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло»), Дмитрий Кубасов («Таня Пятая»), Ольга Томенко («Дотянуться до мамы»), Илья Томашевич («Синее небо. Черный хлеб»), Михаил Дворянкин («Подарок»). Только главных премий фестиваля 11, но учредили еще несколько дипломов, позвали спонсоров, чтобы поощрить молодые таланты. В конце церемонии на сцене появился председатель Союза кинематографистов и Фонда поддержки отечественного кино Никита Михалков, чтобы пожать руку Максиму Зыкову, вручить ему именную премию в размере 100 тыс. руб. и артистично рассказать о больших перспективах, которые открываются перед одаренной и трудолюбивой молодежью. Меж тем фестивальная статистика показывает, что большинство молодых профессионалов, отмеченных престижной премией «Святая Анна», впоследствии остаются невостребованными. За 17 лет существования премии лишь 11 ее обладателей получили право на полный метр. Куда делись остальные 176 лауреатов? Их имен нет ни среди создателей сериалов, ни среди участников киногрупп. В советские времена в стране работала система: каждый выпускник киновуза получал право на полнометражный дебют. Таким образом он отчитывался перед государством за пять лет финансирования его студенческих работ. В наши дни каждый бюджетный студент ВГИКа тоже получает деньги на реализацию своих курсовых и дипломных проектов. Только теперь эти затраты на его обучение никак не окупаются, а приобретенные навыки оказываются никому не нужны. Работающая система распределения государственного финансирования, в создании которой нынешние члены попечительского совета «Святой Анны» приняли непосредственное участие, отдает деньги на полнометражные фильмы продюсерским компаниям. При распределении миллионов долларов из госбюджета никак не учитывается, кто будет реализовывать заявленные проекты — профессиональные режиссеры, дебютанты-премианты или неизвестно откуда материализовавшиеся люди. В итоге мы имеем профессионалов без фильмов и фильмы без профессионализма. Количество снимающихся картин несоизмеримо больше того, что реально попадает на экраны. А те, что выходят в прокат, имеют ничтожную кассу. Бюджеты, выделяемые государством, не требуют последующей отдачи и не обязаны окупаться. Лишь небольшая группа продюсеров реально заботится о качестве и имидже своего продукта. Остальные лишь «осваивают бюджет». А «освоить» его сподручнее, нанимая режиссера-приятеля, а не режиссера-профессионала. Сложившуюся в молодом кино ситуацию мы попросили прокомментировать членов жюри фестиваля «Святая Анна» режиссера и педагога Марину Разбежкину и киноведа и отборщика ММКФ Кирилла Разлогова.
Режиссер нужен сам себе
Завершился фестиваль студенческих и дебютных работ «Святая Анна»
Наверх