Посланий станет меньше
Бюджетное послание президента — жанр относительно новый для публичной политики. Оглашать его всенародно стали только в 2009 году, при президенте Медведеве, до этого глава государства направлял его в парламент в письменном виде. Однако жанр послания может вновь претерпеть изменения — Владимир Путин объявил, что оно должно стать составной частью послания к Федеральному Собранию. Этому есть рациональное объяснение: по словам президента, приоритетные задачи в социальной и экономической сфере сейчас, к сожалению, часто рассматриваются в отрыве от вопросов бюджетной политики. «Безусловно, это неправильно. Направления развития должны быть в полной мере подкреплены источниками финансирования», — сказал Путин. Однако этому есть и другое объяснение: в связи с надвигающейся рецессией правительству вряд ли удастся предъявить существенные достижения в экономической сфере в ближайшие годы. Поэтому упрятать бюджетную часть в обширную структуру общего послания — идея с имиджевой точки зрения верная.
Тезис об исчерпанности российской модели роста образца нулевых годов наконец прозвучал с самой высокой трибуны. «Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности», — признал президент. Пока новый источник роста не найден, нового наращивания объемов социальных обязательств бюджета не будет — такой месседж завуалированно содержится в послании. Увеличение социальных расходов, не обеспеченное ростом экономики, заведет страну в тупик, считает российский лидер. «У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста. Поэтому приоритетом нашей политики всегда было и всегда будет улучшение уровня жизни российских граждан. Но должно быть понимание того, что единственно верный путь достижения этих целей — это решение вопросов в сфере экономики», — сказал он.
Резервы России не доверят ОАО
Неожиданным в послании стал пассаж об росфинагентстве — идея «ОАО по управлению госрезервами» скорее всего реализована не будет. «Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось создать российское финансовое агентство, однако попытка реализации этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов», — говорится в бюджетном послании президента. Хотя ранее Путин поручал правительству завершить создание специализированной организации по управлению госдолгом и суверенными фондами до 1 апреля 2013 года, а Госдума уже приняла этот законопроект в первом чтении в январе 2013 года. Политическое решение о необходимости создания специальной госкорпорации для управления госрезервами было принято властью в 2008-м, накануне кризиса, и похоронено оно не будет. По мнению экспертов, речь идет о том, чтобы внести в Гражданский кодекс поправки, создающие новую форму юридического лица. Это не должно быть чисто рыночное ОАО — именно такая правовая форма управления госрезервами подверглась резкой критике со стороны депутатов левых фракций во время обсуждения закона в Госдуме. Но подготовка проекта о росфинагентстве будет отложена не менее чем на год.
Правительству также поручено в течение трех месяцев завершить разработку бюджетной стратегии на период до 2030 года, возможно, внести изменения в долгосрочный прогноз социально-экономического развития. «В стратегии надо оценить возможные риски, четко обозначить, как мы будем действовать при любом сценарии, включая и неблагоприятный», — добавил президент. Министр финансов Антон Силуанов в ходе оглашения послания предупредил, что проблемы со сбалансированностью бюджета начнутся уже в 2016 году.
Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка:
«Время требует более агрессивного бюджетного послания»
— В послании много технических моментов, но там почти нет цифр, за которые рынок мог бы уцепиться и по этим цифрам сформировать ожидания. Из-за отсутствия цифр очень трудно выделить приоритеты. Было сказано о необходимом повышении эффективности в социальных расходах, в инвестрасходах, но означает ли это, что бюджет будет сбалансирован при 100 долл. за баррель, а не при 110. Мне не очень понятно, что это значит в терминах чувствительности бюджета к нефти, бюджетного дефицита и структуры бюджетных расходов. На эти вопросы не было ответа. Было очень много ожиданий, что президент посвятит какую-то часть выступления целям инфляционного таргетирования, потому что бюджетная политика сильно зависит от контекста, от монетарной политики и успехов в таргетировании инфляции. Ничего не было сказано и про тарифную политику. Послание было техническим, это было в значительной степени подтверждение статус-кво, то есть президент сказал, что мы сохраняем курс, хотим повлиять на эффективность бюджета. Это понятно, это говорилось год назад. Но год назад у нас был 4-процентный рост, а в этом году у нас рост 2%. И мне кажется, что замедление экономического роста требовало более агрессивного бюджетного послания с точки зрения каких-то цифр и чтобы было понимание, как правительство себе видит ситуацию в будущем. Рост замедлился с 4 до 2% — что изменилось в бюджетной политике? У меня не сложилось ощущения по этому посланию, что при таком значимом изменении экономического роста бюджетная политика стала какой-то кардинально иной. Но она должна была измениться.
Валерий Миронов, замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ:
«Регионы ничего не будут делать для роста экономики»
— Очень важно то, что президент говорил о системе межбюджетных отношений. Мы видим, что здесь обостряются проблемы — доходы регионов с учетом инфляции в реальном выражении упали на 7%. Это связано с тем, что экономика стагнирует, что не теми объемами растут акцизы, как это предусматривалось (поступления от акцизов в региональные бюджеты выросли на 13–14%, а план был 26%). То ли население стало меньше пить, курить и ездить на машинах, но от этого не легче, эти деньги были заложены. Экономика получает меньше средств от налога на прибыль — поступление от него сократилось на 6%. Налоги волатильны, а планы им сбрасывают фиксированные. Поэтому регионам даже выгоднее иметь стагнирующую экономику, чтобы выполнять план. И получается, что они ничего не будут делать даже для роста экономики. Нужно жестко заточить бюджетную систему на стимулирование экономического роста и фактически искать возможности использования инвестиций для повышения темпов экономического роста. Это бюджетное послание очень тревожное, но власть начинает понимать, что благополучие российской сырьевой экономики кажущееся. Если благоприятной конъюнктуры не будет, мы окажемся в лучшем случае в ситуации стагнации, в худшем — рецессии. И это осознание уже хорошо, потому что раньше у президента был лишь оптимизм.