Как работает интернет в полете
Сейчас существует две принципиально разных схемы передачи сигнала с самолета на землю и обратно. Одна из них, используемая в США, работает по тому же принципу, что и обычный мобильный интернет: при поездке на автомобиле смартфон ищет наилучший сигнал от близлежащих базовых станций и по ходу движения переключается с одной станции на другую. То же самое происходит и с самолетами. Вся территория США покрыта специфическими базовыми станциями, а самолет при передвижении переключается со станции на станцию, обеспечивая постоянный коннект, позволяющий сидеть в интернете даже в полете.
Но эта система невозможна для наших авиакомпаний — просто потому, что в отличие от США у нас, да и в Европе тоже такой сети базовых станций нет. Не говоря уж об океанах и морях, над которыми частенько приходится летать нашим соотечественникам. А чтобы воспользоваться сетью станций во время полетов над Северной Америкой, необходима установка дополнительного дорогостоящего оборудования. Поэтому все неамериканские компании из тех, у кого вообще есть Wi-Fi на борту, пользуются второй схемой — передачей данных через спутник. «Аэрофлот» работает с компанией OnAir, которая передает интернет-трафик через группировку из 11 геостационарных спутников Inmarsat. Конечно, в отличие от «наземной» системы скорость передачи данных ниже, а стоимость для пользователей интернета на борту выше, но спутники Inmarsat практически полностью покрывают поверхность Земли. Тем не менее интернет в этом случае будет работать пусть и не очень быстро, но зато везде — хоть над Тибетом, хоть над Атлантическим океаном.
Дальнемагистральный интернет
Однако даже у самых продвинутых авиакомпаний далеко не во всех самолетах есть возможность подключиться к интернету в полете. «Аэрофлот» не исключение. Сейчас выйти в интернет можно с 11 самолетов Airbus A330 (каждого второго из парка «Аэрофлота») и всех четырех Boeing 777. До конца этого года интернет появится еще на четырех А330. Все эти самолеты — дальнемагистральные, то есть на ближние рейсы типа трех-четырехчасовых полетов в Европу не используются. Полеты на Дальний Восток, в США, Канаду, Азию — их стихия. И в этом есть своя логика. Если рейс длится всего пару часов, то без интернета вполне возможно обойтись. А вот при полете длительностью часов девять-двенадцать отсутствие интернета для многих бизнесменов становится проблемой, да и обычным пассажирам хочется оставаться на связи с близкими.
Плюс в выборе таких лайнеров для оборудования интернетом есть и бизнес-резон самой авиакомпании. Дело в том, что дальнемагистральные лайнеры, как правило, рассчитаны на большее количество пассажиров, а значит, и количество пользователей услуги будет большим, чем в самолетах меньшего размера. В конечном результате «Аэрофлот» хочет оборудовать доступом в интернет все свои дальнемагистральные самолеты. О самолетах «ближнего боя» речи пока не идет, но такая возможность, конечно, не исключается.
Взлет-посадка под запретом
Каждый, кто хоть раз летал на пассажирских авиалайнерах, помнит, что экипаж требует от пассажиров во время взлета и посадки отключать свои гаджеты — от мобильных телефонов до mp3-плееров. В случае с Wi-Fi на борту ситуация останется неизменной. Оборудование «раздает» интернет только во время горизонтального полета на высоте свыше 3 км. При наборе высоты услуга на этой отметке автоматически включается, при снижении автоматически отключается, чтобы даже в теории не создать возможные помехи электронному оборудованию авиалайнера. И это не особенность «Аэрофлота», использование интернета на борту во время взлета и посадки запрещено всеми авиакомпаниями мира.
А поговорить?
А вот поговорить по сотовому телефону на высоте 10 км пока нельзя. Самая главная причина в государственном регулировании: для того чтобы оказывать услуги мобильной связи, нужно иметь на это лицензию. И то, что у авиакомпании есть лицензия на обеспечение Wi-Fi-доступа в интернет для пассажиров, на наличие голосовых услуг не влияет. Для этого требуется отдельная лицензия.
Есть и еще одна причина, совершенно другого свойства. Вот представьте. Есть дешевые тарифы на звонки с борта самолета. В самолете сидит 400 скучающих человек. Что будет, если дать им возможность общаться по мобильному телефону? Будет ли вам приятно, если ваши соседи по салону будут безотрывно «на связи» с друзьями и близкими? Как показывают опросы, к такой перспективе далеко не все пассажиры относятся положительно. Но тем не менее планы организовать телефонные звонки с борта самолета есть, они появятся в ближайшей перспективе — в течение года-двух.
Впрочем, «поговорить» и сегодня вполне заменяют первые по популярности использования в полете мессенджеры типа Viber и WhatsApp, а также социальные сети. А интернета вполне достаточно, чтобы вести голосовые разговоры в Skype.
Оплата на месте
Вопрос оплаты звоноков немаловажен. К сожалению, пока оплатить интернет при заказе билета невозможно. И дело тут не в технических сложностях. Просто пока не все дальнемагистральные самолеты обеспечены таким оборудованием, невозможно предсказать, какой именно самолет полетит через месяц — оборудованный доступом в интернет или нет. Но когда все дальнемагистральные авиалайнеры «Аэрофлота» будут оборудованы аппаратурой в массовом порядке, доступ в интернет можно будет заказывать заранее.
А пока оплатить его возможно только на борту уже во время полета. Технология элементарнейшая: ваше устройство находит Wi-Fi-сеть, и в браузере автоматически открывается соответствующая страничка. Пассажиру остается только выбрать нужный тарифный план и оплатить доступ с помощью банковской карты.
Недешевое удовольствие
И о ценах: пока «Аэрофлот» использует систему тарифов с покилобайтной тарификацией. Сейчас есть четыре тарифных плана — по два на мобильные устройства и на ноутбуки. Причем система сама опознает, смартфоном пользуется пассажир или ноутбуком, и предоставит на выбор тарифный план именно для этого типа устройства. Самый бюджетный вариант выйти в сеть в полете — со смартфона. За 8 долл. можно использовать три мегабайта трафика. Каждый последующий мегабайт обойдется еще в 2,7 долл. (стоимость дополнительных мегабайтов не меняется от тарифа к тарифу). А за 22 долл. пользователи смартфонов и планшетов смогут скачать 9 мегабайтов информации. Столько же мегабайтов за столько же долларов достанется владельцам ноутбуков, а если нужно больше, то есть небольшая возможность сэкономить и за 40 долл. взять 19 мегабайтов трафика.
Цены не низкие, но для бизнесменов и блогеров-гиков вполне подъемные. Впрочем, тут сложно в чем-то винить сам «Аэрофлот» — цены на услуги доступа в интернет от OnAir не очень-то зависят от авиакомпаний. За 40 долл. у австралийской Quantas можно скачать 35 мегабайтов, у Oman Air — 30 мегабайтов, а у Etihad вообще всего 16 мегабайтов. Дело в том, что четыре пятых от всех собранных денег уходит на оплату услуг OnAir по предоставлению доступа в интернет и на выплату налогов с платежей. Как и со всеми новшествами, стоимость доступа в интернет на борту со временем будет падать, а скорость передачи данных — расти. Так это происходило и с местной сотовой связью, и с интернетом, и с международным роумингом. То же самое произойдет и с ценами на «авиаинтернет». В следующем году «Аэрофлот» планирует пересмотреть цены на интернет. А в 2015–2016-м Inmarsat перейдет на новый стандарт спутниковой связи, что даст возможность подключаться к интернету на скоростях, сопоставимых с нынешним домашним проводным интернетом.