Российский гостиничный оператор Azimut Hotels получил признание за рубежом. Отели сети в Дрездене и Кельне вошли в рейтинг самых популярных гостиниц в Европе по версии системы бронирования Hotel.info. Успех Azimut Hotels за границей пока является исключением среди российских гостиничных сетей. Однако скептически настроенные эксперты напоминают: российский оператор приобретал готовые объекты, работавшие по европейским стандартам.
Рейтинг самых популярных отелей в Европе в 2011 году был составлен службой бронирования Hotel.info на основе оценок постояльцев. Клиентов просили по десятибалльной шкале оценить качество номеров, в том числе звукоизоляцию, чистоту, отзывчивость персонала, соотношение цены и качества. В числе лидеров рейтинга оказались отели, принадлежащие российскому гостиничному оператору Azimut Hotels: гостиница в Дрездене имеет 64 номера, в Кельне — 190 номеров. Оба отеля получили одинаковую оценку в 8,3 балла, причем в весьма конкурентных условиях: клиенты выбирали из 150 дрезденских отелей и около 250 кельнских.
Эксперты исследовательской компании Blackwood считают, что отели Azimut Hotels отвечают стандартам обслуживания своей ниши — среднего ценового сегмента. Они признают также удачной рекламную и маркетинговую политику сети компании. Старший вице-президент консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова к плюсам Azimut Hotels также относит активность международного бронирования онлайн. Однако эксперт компании CB Richard Ellis Станислав Ивашкевич видит причину успеха Azimut Hotels в другом. По его мнению, если российские объекты оператор приводил к собственным стандартам и занимался их преобразованием, то в Европе были приобретены готовые объекты в хорошем состоянии, не требующие серьезных усилий для развития.
Марина Смирнова обращает внимание на то, что Azimut Hotels является на сегодняшний день единственным российским оператором, так широко представленным за рубежом, — девять отелей в Германии (помимо Дрездена и Кельна в Мюнхене, Берлине, Штутгарте) и три отеля в Австрии. «Интурист Отель Групп» помимо отеля «Космос» в Москве и шести объектов в регионах управляет тремя пятизвездочными гостиницами за границей. Это Spa-отель Savoy Westend Hotel 5 в Карловых Варах, гостиницы Principe Forte dei Marmi в Италии и Maxim Resort Hotel в Турции. Сеть «Туррис», средства размещения которой относятся преимущественно к эконом-классу, управляет отелем «Лейкари» в Финляндии. И наконец, еще один крупный российский оператор Amaks Hotels amp;Resorts (16 отелей в России) управляет двумя гостиницами в Белоруссии — в Могилеве и Бобруйске.
Марина Смирнова объясняет: «Для того чтобы управлять отелем на Западе, нужны не только инвестиции, но и определенные навыки, поскольку дистанционный бизнес имеет свои особенности». Возможно, что российские отельеры и сами не слишком стремятся за рубеж.
Директор по маркетингу Azimut Hotels Мария Василенко, сравнивая особенности бизнеса в России и Европе, акцентирует внимание на разнице в продолжительности пребывания гостя — в России она выше. «В Германии достаточно просто и быстро съездить на встречу в другой город, что практически невозможно в России», — говорит Василенко. В отличие от Европы у нас в стране из-за отсутствия инфраструктуры в регионах гостиницы должны предоставлять больший спектр услуг, в частности конференц-залы, рестораны и другие. «Это сказывается и на доходности отелей, российские отели могут зарабатывать больше за счет дополнительных услуг. На сегодняшний день в большинстве наших отелей в России около 30% от общего дохода приходится на сектор Foodamp;Beverages (питание и напитки), в то время как в Европе это в среднем 5–10%», — заключает представитель сети. В результате, по оценке Василенко, гостиничный бизнес в России прибыльнее, чем в европейских странах: уровень рентабельности бизнеса в России составляет 25–30%, в Европе всего 5–8%. «В большинстве российских городов очень низкий уровень конкуренции по причине отсутствия качественных отелей, именно поэтому международные операторы устремились в российские регионы», — напоминает эксперт.
Три на четыре
Azimut Hotels — один из лидирующих по объему номерного фонда в регионах российский гостиничный оператор. Управляет 12 объектами в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде, Астрахани, Владивостоке, Мурманске, Новосибирске и других. Восемь объектов в собственности оператора, остальные — на правах долгосрочной аренды. Компания специализируется на трехзвездочных гостиницах для бизнес-туристов. Кроме того, сеть владеет девятью объектами в Германии и тремя в Австрии. Две трети отелей за рубежом находятся в собственности Azimut Hotels, остальные — в управлении. За границей компания предлагает средства размещения уровня четыре звезды.