Международный фонд Enerfund намерен инвестировать 1,5 млрд руб. в развитие российского рынка электромобилей. С его помощью в ближайшие два года в стране будет построена сеть зарядных станций. Эксперты, впрочем, считают, что даже создание инфраструктуры не станет стимулом для роста спроса на электромобили. Последние отпугивают россиян высокой стоимостью.
Развитие рынка электромобилей в России находится в зачаточной стадии. В 2010 году свои электромобили в России демонстрировали «АвтоВАЗ», Nissan, Renault, Volvo и Mitsubishi, но продажи официально начала только Mitsubishi. Да и то, видимо, пока только в имиджевых целях. Цена на модель i-MiEV составляет 1,8 млн руб. Через своего российского дистрибьютора «Рольф» концерн Mitsubishi в прошлом году продал 41 электромобиль.
«АвтоВАЗ» пообещал уже в этом году выпустить первые 100 электромобилей ElLada, созданных на базе Lada Kalina, но их стоимость также предположительно превысит цену бензиновой Lada Kalina в два раза и в зависимости от двигателя и комплектации составит более 1 млн руб. «Стоимость электромобилей в два-три раза выше автомобилей с бензиновыми двигателями. Такую покупку могут себе позволить только очень обеспеченные люди», — замечает аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков.
Не стимулирует россиян приобретать электромобили и фактическое отсутствие инфраструктуры. Но здесь ситуация может измениться уже в ближайшее время.
Вчера стало известно, что международный частный инвестиционный фонд Enerfund, инвестирующий в проекты, связанные с аккумуляторными, солнечными батареями и электромобилями, намерен вложить 1,5 млрд руб. в частное российское предприятие «Револьта». Последнее работает в области электротранспорта и зарядной инфраструктуры. До 2014 года «Револьта» построит сеть, состоящую из 2 тыс. зарядных станций для электромобилей. Массовое строительство начнется уже в апреле, сообщил вчера на пресс-конференции гендиректор «Револьты» Максим Осорин. Станции появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге. Стоимость одной станции составляет от 10 до 70 тыс. евро в зависимости от места установки и мощности.
«Электромобили, которые серийно выпускаются, не имеют никаких технических проблем. Мы абсолютно уверены, что электромобили — это наше будущее. Весь вопрос в том, как быстро технологии дойдут до массового клиента», — считает Осорин.
По оценкам Pike Research, которые привел Осорин, глобальный рынок электромобилей к 2017 году достигнет 5,7 млн штук, а рынок зарядной инфраструктуры — $4,3 млрд. В России нужно построить порядка 500 тыс. зарядных станций.
На мировом рынке формирование инфраструктуры также только зарождается. К примеру, в Китае в начале 2011 года была развернута сеть из 25 станций, которые служат для подзарядки электротакси. В Германии и Дании первые очереди электрических заправочных станций войдут в строй только в ближайшие годы. Мировым лидером в этом вопросе пока является Япония, где еще в 2010 году был разработан и принят единый мировой стандарт заправок для электромобилей.
В России же эксперты не ожидают роста спроса на эти машины в ближайшие годы, даже несмотря на развитие инфраструктуры. Помимо высокой цены автомобилей для России очень большой проблемой является и потеря емкости аккумуляторов в холодную погоду.
«Те аккумуляторы, которые используются в электромобилях сейчас, не подходят для эксплуатации в минусовых температурах. Создание инфраструктуры, без сомнения, даст толчок развитию этого рынка, но большого распространения этого вида транспорта в ближайшее время ожидать не стоит», — считает аналитик ФГ БКС Богдан Зыков.
Для популяризации электромобилей в России, по мнению Андрея Рожкова, должны более существенно вырасти цены на бензин, что сделает эксплуатацию автомобилей очень дорогим удовольствием. С другой стороны, должно значительно увеличиться производство электромобилей в мире, что в перспективе привело бы к снижению цен на них. Немалую роль сыграло бы и государство, предоставляя субсидии желающим приобрести электромобиль.
По данным исследования Ernstamp;Young, рынок электромобилей достигнет критической массы лишь в 2022 году, причем основной спрос будет сосредоточен в Европе, Китае и Японии.
Электромобили подзарядят
В России построят сеть электрозаправок на западные инвестиции
Наверх