Концерн BMW обсуждает с российскими властями и с калининградским «Автотором», где автоконцерн собирает свои машины, перспективы расширения производства. Рассматриваются возможности создания нового предприятия или увеличение имеющихся мощностей на «Автоторе». В BMW говорят, что выгоднее второй вариант: в этом случае можно избежать новых правил промсборки.
О том, что BMW намерен значительно увеличить выпуск своих машин в России, было известно и ранее, но теперь планы автоконцерна выглядят более реалистичными. Возможности расширения производства член правления BMW, отвечающий за производственную часть, Франк-Петер Арндт недавно обсудил с председателем правительства России Владимиром Путиным. По его словам, речь шла о возможности открытия собственного производства BMW у нас в стране. Между тем в конце января текущего года вице-премьер правительства Калининградской области Геннадий Щербаков говорил, что соглашение о сотрудничестве между «Автотором», концерном BMW и Минэкономразвития планируется подписать в первом квартале 2012 года: «Только после этого состоится подписание соглашения между «Автотором» и BMW о генеральном сотрудничестве». Речь шла о проекте строительства завода BMW полного цикла (сварка, сборка и окраска), мощностью 55 тыс. автомобилей BMW 1-й, 3-й и 5-й моделей к 2014 году и 80 тыс. автомобилей к 2016 году.
Соглашение будет подписано, очевидно, после того, как будет сформирован новый кабинет министров. Чего Арндт хотел добиться от Путина и что ему пообещали, он не рассказал. «Нужно подождать из-за реорганизации правительства», — пояснил он.
Сейчас BMW производит свои машины на калининградском «Автоторе» по методу крупноузловой сборки. В 2010 году концерн выпустил 10 тыс. машин, в 2011 году — 17 тыс., а в 2012 году планирует увеличить мощности до 20 тыс. единиц. PR-директор BMW Russia Алексей Кожухов считает, что автоконцерну интереснее расширить свои мощности на «Автоторе», и, как он сообщил «МН», по этому поводу сейчас ведутся переговоры с калининградским предприятием. Чтобы создать собственное производство, придется подписать соглашение о промсборке, предусматривающее 60-процентную локализацию производства и обязательства по ежегодному выпуску 300 тыс. машин. При нынешним уровне спроса сделать это невозможно.
Как сообщил на пресс-конференции Райтхофер, BMW не собирается выпускать дешевые автомобили, для этого ценового сегмента будет предназначена Mini, которая стоит от 730 тыс. руб. «Емкость рынка машин премиум-сегмента в России составляет 80–110 тыс. в год, и при такой емкости создавать собственное производство нецелесообразно, не получив определенных преференций от властей», — считает аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. Сложность в том, что послабления от правительства, без сомнения, вызовут негативную реакцию производителей, которые их не имеют, говорит эксперт.
Россия в числе стран, на которые BMW рассчитывает, строя планы по росту своего производства. Кроме нее, это такие растущие рынки, как Бразилия, Индия, Южная Корея и Турция. Китай в BMW оценивают особо — эта страна стала третьей по значимости после Германии и США. Начало года стало для концерна многообещающим, продажи автомобилей в январе-феврале подскочили до исторического максимума, заявил на ежегодной пресс-конференции в Мюнхене гендиректор BMW Норберт Райтхофер. В прошлом году BMW продал в мире 1,67 млн автомобилей, к 2016 году рассчитывает выйти на уровень поставок 2 млн машин, добавил Райтхофер.