Японский автоконцерн Mitsubishi Motors заявил о намерении полностью свернуть производство своих автомобилей в Европе к 2013 году и переориентироваться на рынки развивающихся стран, в частности Россию. Компания стала первой, кто принял такое радикальное решение, от других автопроизводителей эксперты подобных шагов не ждут.
Единственное собственное предприятие автоконцерна Mitsubishi Motors в Западной Европе — это завод NedCar в Борне (Нидерланды), он способен выпускать около 200 тыс. моделей Colt и Outlander в год. Производство автомобилей здесь будет остановлено, а само предприятие автоконцерн попытается продать. Причиной послужило падение спроса, в результате чего завод не загружен на полную мощность, в 2011 году он произвел лишь 47 тыс. машин. Плачевное состояние европейского производства Mitsubishi подтверждают его операционные показатели: за период с апреля по декабрь 2011 года европейский дивизион получен операционный убыток в $148,9 млн.
Концерн решил переориентироваться на развивающиеся рынки, включая строительство нового завода в Таиланде и укрепление позиций в России и Китае. Европейский же рынок Mitsubishi в дальнейшем намерен обеспечивать за счет ввоза автомобилей из Японии и Таиланда. В Китае партнером компании может стать Guangzhou Automobile Group. Компании заявили, что планируют создать совместное предприятие к сентябрю текущего года, его мощность запланирована на уровне 250 тыс. автомобилей в год в течение первых пяти лет. Предполагается, что совместное предприятие займется сборкой внедорожника Pajero.
В России в прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Mitsubishi находился на десятом месте по объему продаж среди иномарок: было реализовано на 63% автомобилей больше, чем в 2010 году, — 74,1 тыс. Недавно главный исполнительный директор официального дистрибьютора Mitsubishi в России «Рольф Импорт» Андрей Панков говорил, что в текущем году планируется наращивать продажи до 80 тыс. машин. По его словам, Mitsubishi рассчитывает укрепить свои позиции на российском рынке в сегменте внедорожников и начать продажи новой модели кроссовера. В России Mitsubishi располагает совместным предприятием «ПСМА Рус» с Peugeot-Citroen в Калужской области. Производство там было запущено в апреле 2010 года в рамках соглашения о промсборке по старым правилам: годовой выпуск машин не менее 25 тыс. штук (по новым правилам необходимо выпускать не менее 300 тыс. машин с 60-процентной локализацией производства). Сейчас на этом заводе Mitsubishi осуществляет крупноузловую сборку только одной модели — кроссовера Outlander, по итогам 2011 года его производство составило около 9 тыс. машин.
Аналитик ФГ БКС Богдан Зыков не исключает, что Mitsubishi может рассмотреть и планы по созданию собственного производства на территории нашей страны. Однако при выборе развивающихся рынков автопроизводители будут смотреть в первую очередь на Китай и Индию, считает аналитик ИК «Метрополь» Андрей Рожков. В период 2011–2018 годов вклад Китая в мировой рост производства составит 40,6%, Индии — 13%, а России — лишь 5%, отмечал в своем январском исследовании партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PriceWaterHouseCoopers Стенли Рут.
Действия Mitsubishi Зыков считает логичными, поскольку производство автомобилей в развитых европейских странах обходится значительно дороже, чем в развивающихся. Там более дорогая рабочая сила и жесткие требования к экологии производства, охране труда, что серьезно отражается на себестоимости продукции. «При этом сбыт в развитых странах стагнирует. Европейский рынок насыщен, конкуренция очень жесткая, и желаемой динамики продаж у Mitsubishi нет, тогда как на развивающихся рынках, в том числе в России, напротив, наблюдается очень существенный рост, и поэтому все крупные автоконцерны уделяют российском рынку пристальное внимание», — отмечает эксперт.
Впрочем, массового ухода иностранных, в частности, японских концернов из Европы вряд ли стоит ожидать, считает Рожков. «Вероятно, такое решение могут принять более мелкие автопроизводители, но не такие, как, например, Toyota, у которого обширная производственная линейка», — полагает эксперт.
Mitsubishi покидает Европу
Концерн перенесет производство на рынки развивающихся стран
Наверх