Премьер-министр Владимир Путин вчера утвердил долгосрочную программу развития угольной отрасли. Ее реализация позволит к 2030 году увеличить ежегодную добычу угля на 100 млн тонн. Прежде всего за счет решения транспортной проблемы. Расходы по реализации планов ложатся на бизнес: из заявленных 3,7 трлн руб. только 251,8 млрд руб. составят бюджетные средства.
Угольные предприятия в России сегодня принадлежат частным компаниям. Государство не вкладывало деньги в развитие отрасли, разве что предоставляло кому-то льготное финансирование некоторых проектов. «Хочу напомнить, что еще не так давно, в 90-х годах, некоторые деятели предлагали поставить на отрасли крест, считали ее абсолютно бесперспективной. Однако отрасль не только стала уверенно набирать обороты, но и выдержала испытание мировым экономическим кризисом. Здесь свою роль сыграла и поддержка государства, и ответственная позиция бизнеса», — заявил вчера премьер в ходе совещания по развитию угольной промышленности в Кемерове. По его словам, в 2011 году только в Кузбассе было добыто более 192 млн тонн угля, а в целом по России — 336 млн тонн. «Это на четверть выше рекордных показателей советского периода», — отметил Путин.
Премьер также сослался на оценки экспертов, которые прогнозируют в ближайшее десятилетие увеличение спроса на уголь как в России, так и на глобальном рынке. Угольная промышленность и транспортная инфраструктура страны должны соответствовать растущему спросу.
Основная проблема отрасли не столько в недостаточной добыче угля, сколько в неразвитой транспортной инфраструктуре. Сегодня запасы угля на складах в три раза превышают нормативы. «Понятно, что если так будет дальше продолжаться, так и чего добывать? Надо будет заниматься вывозом просто добытого угля», — отметил премьер.
Решение транспортной проблемы — первичная задача, соглашается аналитик ФГ «БКС» Олег Петропавловский. И большая часть из заявленных инвестиций, по его мнению, пойдет именно на это. «Программа предполагает расход по $6,8 млрд в год. Но вложения таких средств угольная отрасль не требует. Ведь, например, построить новую шахту с добычей в 3 млн тонн стоит $1 млрд», — поясняет эксперт.
Очевидно, что основная ответственность по инвестициям будет снова лежать на плечах частных компаний, но эксперты сомневаются в результативности освоения таких средств. «Операционная прибыль всех угольных компаний России в 2011 году составила $5 млрд, а затраты по новой программе — почти $7 млрд в год», — приводит цифры аналитик «ВТБ Капитала» Игорь Лебединец. Вкладывать средства в дороги, ведущие в никуда, никто не будет. Деньги будут выделяться под конкретный проект, считает он.
Для координации работы участников рынка железнодорожных перевозок премьер предложил создать саморегулируемую организацию, подобную «Совету рынка», действующему в сфере электроэнергетики. Необходимо также внести необходимые коррективы в транспортную стратегию, заметил премьер. «Эта проблема (ограничения в сфере перевозки грузов по железной дороге. — «МН») сдерживает реализацию наших планов по освоению природных ресурсов, развитию и созданию новых индустриальных центров», — передает слова премьера РИА Новости. Путин отметил, что необходимо в полной мере использовать такие механизмы привлечения инвестиций в инфраструктуру, как государственно-частное партнерство, объединяя усилия добывающих компаний, переработчиков и железнодорожных перевозчиков.
Первый шаг вчера уже был сделан. РЖД, ВЭБ и крупнейшие грузоотправители из различных отраслей промышленности, формирующие более 80% всех железнодорожных грузов, подписали специальное соглашение, которое позволит построить новые железнодорожные ветки и оптимизировать нагрузку на уже существующую транспортную сеть. В частности, документ предусматривает, что в случае убыточности какого-либо проекта или невозможности его финансирования со стороны РЖД последняя совместно с компаниями и властями субъектов федерации будет добиваться его реализации на условиях государственно-частного партнерства за счет бюджетных ассигнований или на кредиты от ВЭБа (есть и другие способы привлечения инвестиций госмономолий). Кроме того, РЖД и грузоотправитель будут заключать договор, по которому госмонополия обяжется обеспечить прием грузов в согласованных объемах, а грузоотправитель этот объем предоставит. В противном случае он доплатит РЖД сумму инфраструктурной составляющей тарифа «за перевозку неосвоенных объемов».
«Поскольку промышленники заинтересованы в увеличении пропускных мощностей железнодорожных сетей и могут изложить свое видение по решению ряда возникающих при транспортировке проблем, это позволит создавать новые мощности с учетом требований крупных игроков рынка, которые этот рынок и создают», — считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Контроль над осуществлением программы Путин взял на себя и обязал все стороны выполнить поручения до 1 мая. «Для ряда руководителей это будет означать продолжение или прекращение их деятельности», — пригрозил премьер.
Путин подбросит уголька
Утверждена программа развития отрасли
Наверх