20464
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22778
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12080
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3806
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8107
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6708
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4043
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2976
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12059
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9510
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7494
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7925
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5298
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4052
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3145
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3070
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4018
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2864
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2881
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4390
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3818
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4358
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4353
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3354
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3127
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3174
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5575
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4067
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3129
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 27/08/2013 Ирина Граник 0 261

«Расходы авиакомпаний в России выше, чем за рубежом»

Все материалы сюжета Приложение «Экономика и бизнес»

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал о том, что влияет на цены авиабилетов и судьбу лоукостеров

Максим Блинов

— Генпрокурор Юрий Чайка обвинил авиакомпании в завышении цен на авиаперелеты. Какова ситуация в отрасли и насколько обоснованны эти обвинения? 

— Начнем с того, что сейчас авиаперевозки в России растут гораздо быстрее, чем в Европе, Северной Америки, во многих странах Азии. По темпам роста пассажирских перевозок Россия занимает лидирующие позиции, сопоставимые с темпами роста в самых быстро растущих экономиках — Китае, отчасти Индии и Бразилии. Все традиционные рынки либо падают, либо держатся около нуля. При этом международные перевозки российских компаний растут почти вдвое быстрее, чем внутренние, на них российские компании уже обслуживают больше пассажиров. По всем учебникам экономики, если спрос растет, то можно либо увеличивать предложение, либо цену, либо и то и другое одновременно. Возможности по увеличению предложения у российских авиакомпаний ограничены. Они могут купить самолеты, но в условиях жесточайшего дефицита кадров не всегда могут купить пилотов. А вот увеличивать цену с учетом того, что люди летают и готовы летать еще больше, это экономически обоснованная мера реагирования на растущий спрос.

 Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»

Второе. Как показывает международная статистика, которая учитывается в рекомендациях IKAO, существует зависимость между изменением ВВП и объемом пассажирских перевозок. Считается, что 1% прироста ВВП дает 1,8% прироста пассажирских перевозок. То есть экономический рост стимулирует спрос на них. У нас экономический рост маленький, а рост авиаперевозок большой. Это говорит о том, что пассажирские авиакомпании, по сути, дотируют спрос. Если бы у нас соблюдалась общемировая зависимость, то перевозчики должны были бы гораздо больше повышать цены на перелеты.

В соответствии с Воздушным кодексом тарифы на авиаперевозки устанавливает авиакомпания

Наконец, если поделить суммарную выручку авиакомпаний от продажи билетов на количество перевезенных пассажиров, то мы получим стоимость билета менее 6 тыс. руб. Причем ее увеличение в 2012 году относительно 2011 года было лишь немногим выше официального значения инфляция. Это при том, что в предыдущие три года — в 2009, 2010 и 2011 годах — темпы роста среднего тарифа отставали от темпов инфляции и темпов роста тарифов на железнодорожные перевозки. Это позволило авиаотрасли существенно увеличить свои перевозки, «отнять» часть пассажиров у железной дороги. Но при этом отрасль вогнали в убытки. На протяжении этих трех лет авиаперевозки на внутренних российских линиях для российских авиакомпаний оставались стабильно убыточными.

Эти факты говорят об одном: если наши регуляторы или прокуратура не понимают особенности ценообразования и формирования тарифов, которые едины для всей мировой авиатранспортной отрасли, то это не означает, что авиакомпании жульничают и завышают цены. В соответствии с Воздушным кодексом тарифы на авиаперевозки устанавливает авиакомпания. Никакого госрегулирования тарифов, никакого понятия завышенных или заниженных цен официально в документах не присутствует. С нарушениями же законодательства разбирается антимонопольное ведомство.

— В любом случае потребители всегда заинтересованы в снижении цен. Пассажиры действительно часто не понимают, почему внутри США или Европы иногда дешевле летать, чем внутри России.

— Одна из проблем в том, что расходы авиакомпаний в России зачастую выше, чем за рубежом. В большинстве случаев выше, чем в Европе. Сегодняшняя нормативно-правовая база заставляет наши аэропорты обладать избыточной инфраструктурой и избыточным персоналом. Это оказывает серьезное давление на себестоимость услуги. При этом в большинстве аэропортов небольшой объем клиентской базы — и авиакомпаний, и пассажиров. Все это приводит к тому, что весь вал постоянных издержек у нас перекладывается на маленькое количество пассажиров в виде высокого уровня как регулируемых, так и нерегулируемых тарифов. Другая большая составляющая в ценах на билеты — НДС, то есть 18%. На международные перевозки его нет.

В России количество городов, где есть экономически обоснованная ситуация для развития лоукост-перевозчиков, исчисляется единицами

— Как вы оцениваете пакет мер, разработанный Минтрансом вместе с авиаперевозчиками?

— Предложенные меры правильные, потому что они ведут к снижению издержек бизнеса. Чем больше у авиакомпаний возможностей сэкономить, но не на безопасности, тем лучше. Снижение издержек будет стимулировать появление новых авиакомпаний, увеличение конкуренции. Частью этой экономии бизнес поделится с пассажирами. Разработанные Минтрансом и авиакомпаниями меры позволят самые дешевые билеты сделать еще минимум на 10% дешевле. Конечно, разрешив авиакомпаниям не кормить пассажиров на рейсе, мы не получим снижения стоимости билетов бизнес-класса. Без хорошего обеда — это не бизнес-класс. То же самое и с багажом. Как авиакомпании будут снижать цены, это зависит от их политики. Каждый перевозчик оценивает спрос на конкретный рейс.

— После принятия этих мер останутся ли еще какие-то проблемы, которые могут помешать созданию в России тех же лоукостеров?

— Одним из ключевых является фактор масштаба перевозок. Если мы посмотрим на европейских лоукостеров, то в Европе на международных линиях они перевозят количество пассажиров, сопоставимое с тем, которое обслуживает вся гражданская авиация РФ. А наши авиакомпании, которые работают на внутренних линиях, вынуждены опираться на относительно маленький рынок. И даже снижение тарифа не может значительно увеличить этот рынок. Вот «Авианова» в 2009 году ввела билеты ценой от 250 руб. Но все равно количество рейсов, на которых удавалось загрузить полностью самолет, было ограничено, и эти рейсы выполнялись преимущественно из Москвы. Сегодня развивать маршрутную сеть лоукостеров можно только в Москве, отчасти в Санкт-Петербурге. В России количество городов, где есть экономически обоснованная ситуация для развития лоукост-перевозчиков, исчисляется единицами. У нас чрезвычайная концентрация населения и капитала в двух городах европейской части. А в мире значительный рост пассажирских перевозок является следствием развития так называемого краткосрочного туризма — полетов на уик-энд в какой-нибудь крупный город. Если москвичи и петербуржцы могут на выходные слетать в Европу или друг к другу, то из Новосибирска или Екатеринбурга уже сложнее устроить экскурсию выходного дня.