20499
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22803
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12087
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3809
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8130
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6713
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2978
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12076
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9516
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7508
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7938
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5304
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4056
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2884
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4391
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4364
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4357
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3177
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5578
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3131
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 27/08/2013 Ирина Граник 0 53

Тарифы разложили на составляющие

Все материалы сюжета Приложение «Экономика и бизнес»

Государство и авиакомпании сошлись в том, что стоимость авиаперевозок определяется на земле

Валерий Мельников
Прибыль: невысокий полет

Перелеты внутри России зачастую оказываются дороже, чем перелеты внутри США или Европы. В снижении уровня цен заинтересованы не только потребители, но и государство, которому сейчас приходится субсидировать перевозки, например, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Приволжье. Дискуссия на эту тему временами ведется на повышенных тонах. Например, генпрокурор Юрий Чайка в начале августа направил письмо премьеру Дмитрию Медведеву, фактически обвинив авиаперевозчиков в том, что они завышают стоимость перевозок, в том числе за счет надуманных услуг. И в итоге получают прибыль гораздо выше 20% — норматива, который был установлен еще в 90-х годах.

Однако в авиакомпаниях говорят, что ни о каких 20% речь не идет, прибыль авиакомпаний обычно не превышает 1,5–2%. И для снижения цен надо предлагать не административные меры, которые лишь могут привести компании к банкротству. Нужны меры, которые реально позволят снизить себестоимость перевозок. Авиаперевозчики утверждают, что стоимость билета в большой степени зависит от таких издержек, на которые они сами повлиять не могут. Собственно, их предложения властям и сводятся к тому, как снизить эти издержки.

Земное притяжение

Вот как выглядит сегодня структура затрат, например, крупнейшего российского авиаперевозчика. По итогам 2012 года у «Аэрофлота» производственные и административные расходы в себестоимости составили 10%, обслуживание пассажиров на борту — 4%, содержание в исправном состоянии самолетов — 23%, содержание экипажей — 7%, организация продаж и продвижение на рынок — 6%. Но больше половины затрат, говорят в компании, зависит от тех факторов, которые она не контролирует.

На 10% могла бы снизиться стоимость авиабилетов экономкласса при введении невозвратных тарифов

23 млрд руб. ежегодно пассажиры переплачивают за авиабилеты из-за того, что все они возвратные

Расходы на авиатопливо — это 33% в себестоимости перевозки, 12% — обслуживание в аэропорту, 5% — аэронавигационное обслуживание.

Если рост тарифов на аэронавигационное обслуживание, как недавно сообщил замглавы Минтранса Валерий Окулов, «мы заморозили, думаю, года на два», то с монополизмом топливных компаний и аэропортовых служб все куда сложнее. Так, стоимость керосина на конец мая — начало июня в Шереметьево составила 780 долл. за тонну, во Франкфурте и Нью-Йорке — примерно 800. А в Петропавловске-Камчатском — 1500 долл. за тонну. При этом понятно, что самолет не может в Москве заправиться на обратную дорогу. «В крупных аэропортах есть альтернативные топливно-заправочные комплексы, но за Уралом — чистый монополизм», — констатировал недавно бывший глава Минтранса, советник президента Игорь Левитин. Что касается сборов аэропортов за обслуживание, то Федеральная служба по тарифам регулирует лишь часть тарифов. Это примерно 20% сборов в аэропортах. Остальные тарифы аэропорты устанавливают сами.

Пассажиры, имея возможность вернуть билет фактически до самого вылета, часто покупают его «на всякий случай»

Валерий Окулов недавно привел пример: тарифы по уборке воздушного судна, подгонке трапа, другим услугам в аэропорту Сочи за три года выросли на 190–600%. «Это наиболее чувствительный вопрос прежде всего для региональных перевозок и для местных воздушных линий, где доля аэропортовых сборов достигает 20% и более в себестоимости. В силу малой интенсивности выполнения полетов региональные аэропорты задирают тарифы и ставки-сборы, как результат: доступность перевозок еще больше снижается», — объясняет он.

В итоге понятно, почему в международных перевозках разница в ценах между российскими и иностранными перевозчиками далеко не всегда в пользу последних. И Минтранс, и авиаперевозчики подтверждают, что в иностранных аэропортах обслуживание дешевле, стоимость топлива не зашкаливает, да к тому же нет и НДС, как во внутрироссийских перевозках, который ложится полностью на пассажира.

Воздушная карта

Согласившись с доводами авиаперевозчиков, государство наконец приступило к решению проблемы. Вместе с ними Минтранс разработал «дорожную карту» снижения себестоимости авиаперевозок: в конце июня эту программу, которую представлял Виталий Савельев, обсуждали на совместном заседании двух профильных комитетов Госдумы, проходившем на базе «Аэрофлота». Речь идет о преодолении монополизма поставщиков услуг в аэропортах, в том числе топливных компаний, изменении организации воздушного движения в аэропортах (время нахождения в аэропорту также стоит денег), снятии ограничений на работу для иностранных пилотов. Последнее нужно для облегчения кадрового дефицита в отрасли и соответственно создания более благоприятных условий для ее развития, введения в эксплуатацию новых воздушных судов, расширения маршрутов авиаперевозок. Как недавно сообщил глава Минтранса Максим Соколов, в течение ближайших пяти лет необходимо ежегодно привлекать из-за рубежа 200 командиров воздушных судов, нехватка которых в России чувствуется особенно остро.

Обсуждались и меры, которые должны облегчить создание в стране низкобюджетных авиакомпаний, способных конкурировать с европейскими. Этому помогло бы в том числе введение так называемых невозвратных тарифов. Как объясняют авиаперевозчики, пассажиры, имея возможность вернуть билет фактически до самого вылета, часто покупают его «на всякий случай». Компании от этого терпят убытки, места пропадают. От этих убытков приходится «страховаться» ценой на билеты. По оценке Минтранса, компании возвращают несостоявшимся пассажирам до 36 млрд руб. в год, или 8% от выручки. Примерно 23 млрд руб. переносится на стоимость билетов. По словам Виталия Савельева, в последние три дня перед вылетом возвращается по 25–30 билетов почти на каждом рейсе. В итоге — огромные финансовые потери.

Политика развития воздушной отрасли определяется далеко не только словами «отменить» и «учредить»

Невозвратные билеты должны эту ситуацию изменить: те, кто хочет иметь возможность менять планы до самого вылета, будут платить дороже. «Введение невозвратных тарифов — одно из условий создания и успешной деятельности в России бюджетных перевозчиков (лоукостеров), они могут снизить стоимость билетов экономкласса на 10% и более», — считает Виталий Савельев, компания которого уже осуществляет проект создания российского лоукостера. Кроме того, Минтранс согласился с предложением авиаперевозчиков дать пассажиру право выбирать — будет ли он питаться на борту, и тогда он платит за это, или не будет. Сейчас питание обязательно, соответственно — и плата за него. То же самое с багажом. Соответственно, если пассажир летит налегке, будет платить меньше.

Улететь без НДС

Эти меры вошли в законопроекты, которые Минтранс уже передал в правительство. И если кабинет их одобрит, то они будут внесены в Думу. Правда, предложения по отмене НДС для внутренних рейсов были отвергнуты Минфином.

Отметим также, что ряд мер не требует принятия специальных законов. Как сообщили в Минтрансе, на базе 53 региональных и местных аэропортов на Дальнем Востоке, в Сибири и районах Крайнего Севера уже создано семь федеральных казенных предприятий, что позволило заморозить тарифы на взлет и посадку. В данном случае вмешательство государства считается оправданным, поскольку речь идет о монопольно оказываемых услугах.

В целом, по оценке Виталия Савельева, реализация всех предложенных мер позволила бы сократить стоимость авиабилетов примерно на 30%. Однако для такого снижения государству придется не только бороться с монополизмом аэропортовых служб и топливных компаний, но и согласиться отменить НДС на внутренние перевозки.

Впрочем, политика развития воздушной отрасли определяется далеко не только словами «отменить» и «учредить». Как подчеркивают эксперты, требуется долгосрочная и кропотливая работа по восстановлению и модернизации инфраструктуры отрасли, аэродромной сети, значительно пострадавшей в постсоветское время. Нужны более современные аэропорты, в том числе с низкими тарифами обслуживания, без которых не обходится ни один лоукостер в мире.