Лояльная аудитория — половина успеха кампании, именно поэтому первыми на ниве краудфандинга преуспели музыканты и художники. «Би-2» — пионеры краудфандинга в России, на запись своего альбома Spirit они собрали 1,26 млн руб., а еще миллион они собрали на свой продюсерский проект «Нечетный воин-3». Журналисты Colta.ru прошлым летом за 20 дней собрали 600 тыс. руб., потом открыли новый проект и собрали еще почти миллион. Мультипликатор Олег Куваев буквально за шесть часов собрал 100 тыс. руб. на производство новой серии «Масяни», а сейчас собранных денег хватит на целых три серии», — говорит исполнительный директор Planeta.ru Сергей Краснополов. Из 20,5 млн руб. собранных за год существования «Планеты», доля музыкальных проектов сейчас составляет порядка 40%, а год назад она была 90%.
Очевидно, что новая стратегия привлечения средств у нас только набирает обороты. «За год в стране десятки тысяч людей пожертвовали деньги на крауд-проекты», — говорит генеральный директор Boomstarter Евгений Гаврилин. Профессиональных маркетинговых исследований по краудфандингу в России пока не проводили. «По статистике могу сказать, что аудитория, сделавшая переход из фейсбука, как правило, платит больше и чаще. Хотя из «вконтакте» тоже бывает хорошая конверсия переходов», — добавляет Краснополов.
Как работает краудфандинг
Краудфандеры заявляют цель, определяют цену ее достижения и необходимое для этого время. Калькуляция расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики. Как правило, сторонники проекта (бэкеры) получают в обмен на финансовое участие различные сувениры, благодарности
«Наш рекордный сбор — почти 3,2 млн руб., столько собрала кампания в поддержку фильма «28 панфиловцев». В начале года мы собирали деньги на проекты стоимостью 50 тыс. руб., а сейчас легко собираем суммы в 400–500 тыс. руб., и этот показатель каждый месяц растет», — говорит Гаврилин.
Неблаготворительность для благотворителей
1 июля на Planeta.ru начал кампанию фермерский магазин LavkaLavka — на открытие нового магазина им необходимо было собрать полмиллиона рублей. К 4 июля уже было собрано 600 тыс. За сутки были выкуплены все самые дорогие реворды — это карта члена кооперативной семьи LavkaLavka. Но в проекте остались и другие интересные вознаграждения вроде каталонского ужина с Борисом Акимовым, поездки на ферму и сертификатов на фермерских куриц-несушек. Сейчас в копилке проекта порядка 640 000 руб., а до конца срока кампании еще больше месяца.
Сменив за восемнадцать лет шесть съемных площадок, зеленоградская частная школа-сад «Согласие», работающая по вальдорфской системе, решила обзавестись собственным домом. Руководство школы хочет выкупить здание в поселке Голубое в нескольких километрах от Зеленограда — на все про все нужно 70 млн рублей.
Из словаря краудфандера
Реворд (reward): вознаграждение для тех, кто поддержал проект. Реворды могут быть как чисто символическими, так и довольно дорогими. К примеру, в разное время на Planeta.ru в качестве ревордов предлагались шляпа из клипа «Йога и алкоголь», разбитый контрабас, сертификат на курицу-несушку, персональный мини-мульт и урок игры на маримбе.
Бэкеры (backers): те, кто поддерживает проект и переводит денег на его счет
Несколько миллионов удалось собрать родителям учеников. Сейчас «Согласие» хочет собрать 50 тыс. руб. через краудфандинговую платформу «Русини», из них удалось собрать уже 23 тыс. «Нам нужна очень большая сумма, и мы понимаем, что, используя одну-единственную площадку, мы этого сделать не сможем. Помимо «Русини» мы завели собственный сайт по сбору средств — na-shkolu.ru. Недавно один житель Зеленограда перевел на наш счет 724 500 руб. Человек давно думал пожертвовать эту крупную сумму детскому дому, но, узнав о нашей кампании из местной газеты, отписал деньги нам», — рассказывает Евгения Шуенкина, член попечительского совета школы. Недавно владельцы значительно облегчили условия выкупа помещения — теперь для того, чтобы пользоваться им на правах владельцев, ребята из «Согласия» должны заплатить первый взнос в размере 20 млн руб., чтобы получить возможность долгосрочной аренды с правом выкупа. При таком раскладе у «Согласия» есть реальный шанс добиться поставленной цели. «Деньги, собранные с помощью родителей и краудфандинга, позволят нам сделать ремонт в здании и оборудовать его: парты, столовая, актовый зал. 1 сентября мы надеемся встретить в новом здании», — говорит Шуенкина.
«Наша платформа ориентирована на сбор денег для благотворительных и социальных проектов, в том числе и социального бизнеса», — рассказывает основатель «Русини» Владлена Тараскина. «По опыту проектов, успешно и быстро собирающих средства через наш сайт, я бы дала такие советы будущим фаундерам: подготовьте очень вдумчивое описание вашего проекта и разложите по полочкам, для чего именно вам нужно финансирование. Если готовите видеообращение, оно ни в коем случае не должно быть слишком затянутым, это сбивает интерес. После того как вы собрали необходимую сумму, не менее важно подробно и четко расписывать, на что и как вы тратите полученные средства. Еще один важный момент — благодарность за полученные средства. Это принципиальное отличие краудфандинга от благотворительности. К примеру, ученики «Согласия» нарисовали для дарителей «спасибо-деньги» — и добрые рисунки по мотивам изображений на русских купюрах».
Нишевый краудфандинг
Российские IT-стартапы также начинают разрабатывать поляну. К примеру, компания FutureLabs 15 июля начала кампанию, чтобы собрать 400 тыс. руб. на разработку бесплатного русскоязычного интегрированного мобильного мессенджера, аналога WhatsAPP. Сбор денег шел через другой проект той же компании — краудфандинговую платформу MyWishboard, запущенную пару месяцев назад. В фокусе MyWishboard — бытовые желания пользователей, друзья могут скидываться и покупать желаемое в качестве подарков. Самые распространенные желания — телефоны и фотоаппараты. Хотя есть и довольно оригинальные желания — к примеру, почти 360 человек хотят кровать в форме Тоторо, героя мультфильма Миядзаки «Мой сосед Тоторо».
«17 июня у поста о начале нашей краудфандинговой кампании было 166 лайков, это значит, что сообщение увидели примерно 10 тыс. человек. Важно просить друзей и знакомых в социальных сетях написать пост и рассказать друзьям, почему ты в этом участвуешь и зачем, да и в целом не стесняться просить помочь проекту везде, где это приемлемо. Например, известный венчурный инвестор Игорь Мацанюк поучаствовал и его социальный граф тут же пришел и начал помогать. От участия таких селебрити очень сильно зависит скорость сбора денег», — говорит основатель FutureLabs Александр Бородич. «Важно быть готовым отвечать 24 часа в сутки на вопросы тех, кто размышляет о том, чтобы помочь проекту. Много технических дискуссий идет в личной переписке — поэтому всегда важно быть на связи».
«У нас вознаграждение бэкерам — это их имя на странице about и возможность голосовать за функции будущего продукта», — добавляет он.
«Краудфандинг становится все более нишевым. Я прогнозирую дальнейшую диверсификацию этого направления — появятся платформы, специализирующиеся на отдельных видах проектов — спортивных, женских, экологических», — резюмирует Гаврилин.
Краудфандинг в мире
kickstarter.com — крупнейшая площадка для сбора средств на творческие проекты в области кино, музыки, видеоигр
crowdfunding.com — ресурс не имеет четкой специализации, здесь собирают деньги как на бизнес-стартапы, творческие начинания и проекты НКО, так и на лечение и свадьбу
sellaband.com — здесь собирают деньги на музыкальные проекты
scitechstarter.com — платформа для сбора средств на научные проекты и исследования
crowdcube.com — платформа для привлечения инвестиций в стартапы