Совет директоров Shtokman Development AG — компании-оператора первой стадии освоения Штокмановского месторождения отложил принятие окончательного инвестиционного решения на конец 2011 года. При этом акционеры проекта утвердили его техническую концепцию, которая вызывала ожесточенные споры между специалистами «Газпрома» и иностранными партнерами. Победили иностранцы.
Источник «МН», близкий к совету, рассказал, что само заседание продлилось недолго, «минут сорок». При этом предварительные консультации между руководителями «Газпрома», Total и Statoil Алексеем Миллером, Кристофом де Маржери и Хельге Лундом заняли несколько часов. Но за это время они сняли все спорные вопросы по технической концепции, сроках реализации проекта и проведению тендеров.
В итоге «Газпром» согласился на предложенный иностранцами двухфазный вариант транспортировки газа, а те подтвердили старт добычи в 2016 году и готовность гарантировать финансирование капвложений еще до принятия окончательного инвестиционного решения.
В прошлом году «Газпром», владеющий 51% в Shtokman Development, французская Total (25%) и Statoil (24%) договорились, что определяться с добычей и транспортировкой газа на берег к марту 2011 года, а о том, строить ли завод по сжижению газа и терминал по экспорту, — в декабре 2011-го.
Но вчера, как и ожидалось (см. «МН» от 31 марта), совет директоров во главе с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером фактически отложил на декабрь принятие инвестиционного решения, которое было намечено сделать еще в первом квартале. Произошло это под видом воссоединения процедур по трубопроводной части и по строительству завода СПГ.
При этом партнеры вновь подтвердили сроки реализации проекта. Начало поставок трубопроводного газа запланировано на 2016 год, пуск завода СПГ — на 2017-й. Собственно, это и предрешило исход битвы между специалистами «Газпрома» и Shtokman Development по поводу технической концепции «Штокмана», которую выиграли иностранцы.
До последнего времени главная интрига заключалась в том, какой способ транспортировки газа на берег одобрят акционеры. Двухфазный вариант, предложенный Total и взятый за основу SDAG, предполагает, что газоконденсатная смесь будет транспортироваться с добывающего судна на берег по двум трубопроводам (около 600 км).
Две трубы нужны на случай возникновения проблем на одной из них, чтобы не прекращать работу добычного комплекса в целом. Против этого возражал держатель лицензии — «Газпром добыча шельф», настаивая на однофазной концепции. Конденсат должен отделяться от газа прямо на судне и с него же отгружаться на танкеры для последующего экспорта. Поэтому судно будет больше и дороже. Но при этом труба для транспортировки газа на берег понадобится всего одна, так не будет риска закупоривания газопровода жидким конденсатом.
Как рассказывали «МН» источники, близкие к проекту, оказалось, что двухфазный вариант немного дороже. Но при этом французы настаивали, что он гораздо предпочтительнее с точки зрения безопасности судна-платформы, так как на нем не придется размещать комплекс по хранению и отгрузке конденсата.
В середине марта на уровне специалистов «Газпрома» и Shtokman Development выбор так и не был сделан. «Рассмотрев предложенные варианты транспортировки газа, акционеры утвердили двухфазный поток в качестве технической концепции проекта», — сообщила вчера пресс-служба SDAG. В пользу аргументов компании-оператора и иностранных партнеров, по информации «МН», сыграл тот факт, что руководство «Газпрома» не захотело откладывать начало добычи. Все предварительные проектные работы и тендерные процедуры проводились Shtokman Development под двухфазный поток, и смена концепции привела бы к задержке на год-полтора.
Вчера же, как рассказал «МН» источник, знакомый с решениями совета, акционеры утвердили и предложенный SDAG график официальных тендеров. А он предполагает, что все основные капиталоемкие заказы — по добычному комплексу, трубам, трубоукладке и, конечно, строительству судна-платформы — будут размещены с июня по октябрь. То есть до принятия окончательного инвестиционного решения. Итоги тендеров утверждает совет директоров, иными словами, акционеры. Они же должны предоставить некие финансовые гарантии подрядчикам по оплате заказов на миллиарды долларов. Стоимость проекта будет утверждена по итогам тендеров. К этому времени стороны должны обговорить условия возврата инвестиций и договориться с правительством России о предоставлении фискальных льгот.
«Штокман-1»Лицензия на разработку Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с запасами 3,7 трлн кубометров газа принадлежит 100-процентной «дочке» «Газпрома» — «Газпром добыча шельф». Но для дебютной стадии освоения госконцерн совместно с Total и Statoil учредил в швейцарском Цуге компанию Shtokman Development AG. SDAG должна при помощи подводного комплекса обеспечить добычу 23,7 млрд кубометров газа с примесью конденсата в год, подъем на судно-платформу и транспортировку по трубопроводам по дну моря на берег. Собственником сырья станет «Газпром», он будет оплачивать услуги оператора. После доставки на берег половина объемов (около 11 млрд кубометров) газа пойдет в трубу Мурманск—Волхов, а остальное — на производство СПГ (7,5 млн т). Через 25 лет SDAG должна передать всю инфраструктуру «Газпрому».
«Штокман» вернулся
«Газпром», Total и Statoil договорились о реализации проекта
Наверх