20512
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22813
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12093
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3810
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8133
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6716
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2979
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12079
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9519
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7518
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7945
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5306
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4059
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2885
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4391
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4366
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4359
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3177
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5579
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3132
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Приватизация: главное — деньги

Характер, масштабы и «очертания» приватизации государственного имущества за 20 лет неоднократно претерпевали принципиальные изменения

Характер, масштабы и «очертания» приватизации государственного имущества за 20 лет неоднократно претерпевали принципиальные изменения. Заметно менялись цели, дважды кардинально пересматривались правовые основы приватизации.

Процесс приватизации постепенно утратил свою «массовость». Если в первой половине 1990-х годов количество ежегодно приватизируемых предприятий исчислялось десятками тысяч, то в последние годы — сотнями. Как следствие, почти на два порядка (в текущих ценах) сократились поступления в бюджет. В последние 3–4 года, несмотря на сокращение численности субъектов госсектора, его роль в экономике не только не сократилась, но даже возросла, в том числе за счет формирования и расширения интегрированных структур с госучастием.

С учетом дохода от продажи десяти крупнейших компаний доход государства от приватизации за 2011–2013 годы может составить 1 трлн руб.  Если же не учитывать десятку крупнейших, доходы от приватизации составят всего порядка 11 млрд руб. Планируемые объемы приватизации в 2010 году сильно менялись. Цифры колебались от 100 млрд руб. (оценка Минэкономразвития в марте 2010 года) до итоговых 7 млрд руб., прописанных в «Основных направлениях бюджетной политики» в августе.

Плюрализм мнений


В законодательство о приватизации в течение 2010 года вносились существенные изменения. Среди наиболее важных — переход на среднесрочное планирование, предоставление правительству права принимать решения о приватизации вне рамок «стандартных» процедур, возможность передачи функций продавца юридическим лицам.

Эти новации призваны, в частности, расширить возможности для продажи крупных и крупнейших компаний. Принципиально важным моментом в приватизации крупнейших компаний представляется планируемое привлечение внебюджетных средств в их развитие за счет размещения дополнительных акций при сокращении доли государственного участия.

В отношении приватизации крупнейших компаний акцент сделан на «индивидуальные» решения, но пока нормативно не определены даже их общие рамки. В этих условиях предсказуемость решений правительства для потенциальных инвесторов может оказаться низкой. Действия государства недостаточно прозрачны, а принятые решения слабо аргументируются публично. Недостаток официальных комментариев и разъяснений «замещается» множеством сообщений в прессе, основанных на инсайдерских сведениях.

Причина — в отсутствии единой позиции государства по вопросу о том, какие именно крупные компании должны быть приватизированы. В разные периоды официальные лица демонстрировали несовпадающие, порой в корне противоречащие друг другу взгляды по этому вопросу. Кроме того, несмотря на планируемую приватизацию пакетов акций крупнейших компаний, государство, как правило, намерено в ближайшие годы сохранить преобладающее участие в их капитале. Так что решение задач существенного сокращения доли госсектора в экономике и его структурной трансформации фактически отложено на среднесрочную перспективу.

Деньги или реформы?


Новый этап приватизации изначально планировался  как структурная реформа. Среди основных целей значилась модернизация экономики, улучшение конкурентной среды, привлечение внебюджетных инвестиций, развитие предприятий. Но потом, особенно ко второй половине 2010 года, все большее значение стало придаваться роли приватизации в формировании дополнительных доходов бюджета. Это связано с тем, что усилились сомнения в быстром восстановлении экономики, а расходы социальной направленности  продолжали расти. Но необходимость структурного подхода к проведению приватизации стала декларироваться более четко, — по крайней мере на уровне концептуальных документов.

Масштабность планов приватизации на среднесрочную перспективу делает принципиально важным выбор основной идеологии этого процесса. На уровне федеральных ведомств основной сторонник «структурного» приоритета — Мин­экономразвития, опора для второго, «бюджетного» приоритета — Минфин.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. В рамках «структурного» приоритета ключевое значение имеет целесообразность нахождения тех или иных компаний в государственном или частном секторе с позиций развития самих компаний, отраслей и рынков. В рамках этого подхода необходимо тщательное «селектирование» возможных приобретателей, преимущественная ориентация на продажу компаний стратегическим инвесторам и т.д. Этот подход ориентирован на среднесрочную перспективу, сочетается с созданием условий для развития приватизируемых компаний, их реформированием, существенным снижением доли государства в экономике.

Бюджетный вариант — это использование приватизации для увеличения доходов бюджета, сокращение госсектора как потребителя госресурсов. В этом сценарии главное — точная оценка стоимости активов и выбор «удачного момента» приватизации. Предъявлять какие-либо требования к покупателям имущества в этом случае нерационально: ограничение круга потенциальных приобретателей способно снизить поступления в бюджет. Но такой подход имеет более краткосрочный характер, он плохо совместим с задачами реорганизации, санации крупных компаний, решение которых требует существенного времени, меньше связан с совершенствованием институциональных условий развития секторов и отраслей.

Барьером для успешной реализации первого, «структурного» сценария  (при всей его привлекательности) может стать отсутствие долгосрочных и прозрачных правил игры во взаимодействии государства и бизнеса. Риски этого варианта связаны с недостаточной прозрачностью процессов продажи имущества стратегическим инвесторам, нечеткостью взаимных обязательств государства и покупателей, неясностью механизмов обеспечения выполнения таких обязательств. В перспективе снова может сложиться впечатление о «дешевой» приватизации и невыполненных обязательствах.

Поэтому более сбалансированным  в ближнесрочной перспективе представляется «бюджетный» подход. Однако если будет обеспечен существенный прогресс в развитии институциональной среды и гармонизации взаимодействия государства и бизнеса, то появятся предпосылки для усиления структурной направленности приватизации.

Восьмилетний план


Для повышения вклада приватизации в долгосрочное развитие экономики важно реализовывать меры, лежащие в более широкой области, чем только приватизация. Нужны существенные усилия по улучшению корпоративного регулирования. Из-за недостатков в сфере корпоративного управления акции российских компаний оцениваются зарубежными инвесторами со скидкой.

Требуется улучшить регулирование в отношении иностранных инвестиций в стратегические сектора экономики:  более четко определить такие сектора и установить ясный порядок принятия решений.  Политика в сфере приватизации должна быть скоординирована с действиями по формированию в России международного финансового центра. В перспективе, когда могут быть приняты решения об отказе от госконтроля в отдельных крупных компаниях, приватизация пакетов акций может стать мощным импульсом к формированию финансового центра. В случае прекращения участия государства в капитале крупных компаний, недостаток законодательного регулирования их деятельности неизбежно станет замещаться вмешательством представителей государства в принимаемые хозяйственные решения. Чтобы избежать такой ситуации, надо повысить качество законодательного регулирования в этих секторах.

Предотвратить разрастание госсектора на основе остающихся в госсобственности компаний можно, если существенно ограничить возможности госкомпаний по приобретению новых активов, причем не только в рамках приватизации. Также необходимо определиться с планами по приватизации интегрированных структур, формирование которых государством не завершено, и «институционализировать» обязательства крупных госкомпаний по выводу непрофильных активов. В отношении тех компаний, приватизация которых отнесена на дальнюю перспективу, важно определить жесткие сроки завершения процессов реорганизации, установить персональную ответственность менеджеров и членов советов директоров за соблюдение этих сроков.

Наряду с приватизацией важно реализовывать дальнейшие меры по повышению качества корпоративного управления в госкомпаниях. Требует развития институт независимых директоров. Важно нормативно установить «судьбы» крупнейших компаний госсектора на средне- и долгосрочную перспективу. Для повышения предсказуемости госполитики важно разработать концепцию приватизации на 6–8 лет, в которой должны быть определены особенности отчуждения различных видов имущества, стратегические ориентиры по максимально допустимому уровню государственного (не только федерального) участия в экономике, в том числе в отдельных секторах, а также индикаторы оценки структурного влияния приватизации на экономику.