С 18 по 24 сентября на «Стрелке» проходит крупный международный форум Social Media Week, участники которого говорят о роли современных социальных медиа в жизни простых граждан. В том, что сами граждане не всегда к этой роли готовы, убедилась Наталия Бабинцева.
Social Media Week – событие масштабное и статусное. Проходит два раза в год одновременно в нескольких городах мира. Впервые SWM провели в Нью-Йорке в 2009 году, с тех пор форум последовательно оккупировал все европейские столицы и наконец добрался до Москвы. В московской программе заявлено шесть секций: городское пространство, общество, образование, дизайн, культура и бизнес.
В понедельник, 19 сентября, собравшиеся на «Cтрелке» в рамках "круглого стола" «Теории и практики создания «умного города» обсуждали концепцию Smart City.
К словосочетанию «умный дом» всех понемногу приучили. Мало кто его видел, но все что-то слышали. Дом, где батареи и осветительные приборы реагируют на температуру тела и настроение хозяина, холодильник вычисляет необходимое количества мороза, водопровод управляется при помощи компьютера, а утюг и стиральная машина откликаются на сообщения SMS. Приходишь домой уставший и раздраженный - лампочки в ужасе меркнут. Обывательское представление, но по сути верное. Потому что ключевые для «умного дома» понятия: безопасность и комфорт. А потом уже - экологичность и энергоемкость. То есть в первую очередь речь идет о пресловутом потреблении.
В таком случае что такое «умный город»? Те же самые дорогостоящие гаджеты и технологичные аттракционы, но в масштабах города? «Умный мэр» и «умное администрирование»? Совокупность «умной» деятельности горожан? Можно обновленный Парк культуры и "Стрелку" считать «умными исключениями» из безумного пространства? Приглашенные на "круглый стол" спикеры не смогли договориться о том, что считать «умным», но предложили варианты на выбор.
Прибывший из Нью-Йорка урбанист и идеолог компании Urban Scale Адам Гринфилд сходу принялся опровергать стереотип, что умный город – это высокотехнологичное пространство, построенное на пустом месте. Такие города, как Songdo, Mazdar, PlanlT Valley, кажутся воплощением футуристической утопии, но не надо забывать, что они построены корпорациями. «Любят ли корпорации город?» - задает риторический вопрос Гринфилд. Термин «Smart City» придумали хитрые маркетологи с целью продвинуть свой продукт. Нет абстрактного «умного города», есть конкретные города с реальными проблемами. Чтобы сделать городскую среду более отзывчивой и человечной, необходимо обращать внимание на спонтанно возникающие сообщества граждан, которые сами себя организуют. Эти самоуправляемые структуры и есть тот самый ценный механизм, на который должны опираться планировщики, архитекторы и городские управители. Условно говоря, улицу надо прокладывать там, где уже протоптана дорога. А пляж насыпать там, где люди привыкли купаться. Идея не свежа, но для сегодняшней Москвы актуальна.
Роль оппонента взял на себя представитель IBM Майкл Вирт, который очень быстро убедил собравшихся, что антиутопии вроде гилльямовской «Бразилии» - никакая не фантастика. «Когда за нами следят, мы себя лучше ведем», - радостно сообщил господин Вирт, презентуя новейшие системы безопасности, разработанные IBM и активно внедряемые в американских городах. «В России такой номер не пройдет», - буркнул некто с места. Представитель IBM хищно улыбнулся и пообещал, что уже к 2020 году «умные и деликатные системы» не только будут регулировать потоки транспорта и оптимизировать энергозатраты, но и управлять нашими личными данными, контролировать состояние здоровья и фиксировать каждый чих. Хочешь летать на Луну – сделай свою жизнь прозрачной. «Нашим системам можно доверять», - заключил докладчик. Дух несчастной Джил Лейтон тихо пролетел над "Стрелкой".
Разрядили обстановку русскоязычные докладчики. Сергей Пойдо из городской интернет-газеты Тhе Villagе объяснил, каким образом коллективные усилия пользователей глобальной Сети помогут воплотить в жизнь концепцию «Лучезарного города» Ле Корбюзье. На экране были продемонстрированы примеры того, как отдельные инициативы посетителей портала Look At Me повлияли на ребрендинг и позитивный имидж Москвы.
Александр Доржиев из АlterGeo попытался убедить собравшихся в том, чтo Smart City вовсе не высокотехнологичная антиутопия. Что все мы давно де-факто вовлечены в создание «умной информационной среды», которая постепенно окутывает наш город. Мы обмениваемся данными в социальных сетях, выкладываем фотографии, сообщая о пробках на дорогах, сигнализируем о необходимости помощи, оставляем комментарии на форумах кафе и клубов.
К общему знаменателю разговор так и не удалось привести. Вопрос об «умном городе» остался открытым, но все согласились с тем, что современные мегаполисы по большей части безумны. Вопрос в том, с каких позиций и с какой целью использовать современные медиатехнологии и социальные сети. Скажем, функция геолокации, которая с недавнего времени «пришита» ко всем социальным сетям, призвана облегчить коммуникацию, но все чаще используется как способ полицейского контроля.
В процессе дискуссии, которая состоялась после "круглого стола", много говорили о том, как система Web2.0 поможет кухарке управлять государством, что логично влекло за собой тему обратной зависимости. Те же самые системы помогут государству управиться с непокорными кухарками. В вопросе о том, чем станут современные полисы – Лучезарными городами или Бразилиями, урбанисты и технари сильно расходятся. «Если вам не нравится, вы всегда можете отключиться», - убеждают прекраснодушные идеологи новой информационной среды. На что технократы с улыбкой качают головой.