Итак вчера на заседании президиума правительства наш премьер-министр объявил, что намерен разобраться в проблемах анимационного кино и рассмотреть вопрос о его поддержке. Напомним, что 7 июня в «Новой газете» было опубликовано письмо аниматоров к Медведеву и Путину под драматическим заголовком «Кого поздравлять с 75-летием, если «Союзмультфильма» уже нет?»
Подписали это письмо четверо наших самых уважаемых режиссера старшего поколения: Леонид Шварцман, Юрий Норштейн Эдуард Назаров и Андрей Хржановский. Надо сказать, таких писем с воплем о помощи в адрес руководителей страны, было уже несколько за последние пару лет, паника началась с тех пор, как свернулось кормившее нашу анимацию госфинансирование, студии стали закрываться и появилась реальная вероятность того, что эта и без того очень маленькая отрасль совсем умрет. Но прежде письма оставались без ответа, а на этот раз время для обращения было выбрано точно: 10 июня исполнилось 75 лет со дня основания студии "Союзмультфильм" и мастера надеялись, что хотя бы к юбилею смогут напомнить власти, чего именно мы лишились. Собственно, вокруг «Союзмультфильма» и построено это письмо: его авторы, видимо, отчаявшись добиться поддержки отрасли в целом, в том виде разрозненных маленьких студий, в котором она сейчас существует, решили просить сразу много денег на восстановление одной большой студии под названием «Союзмультфильм».
Для тех, кто не в курсе, поясню: студии «Союзмультфильм» сегодня практически не существует. То есть формально-то она есть и там даже кто-то что-то снимает, но и специалисты вряд ли вспомнят, какие союзмультфильмовские картины они видели за последние годы. За те постперестроечные двадцать лет, что у нас было создано множество студий, которые расцветали и умирали, развивались, сливались, отпочковывались и вообще пытались как-то наладить свою жизнь, "Союзмультфильм" неуклонно хирел и терял одного за другим режиссеров и художников в склоках и судах. В сущности, сегодняшний Союзмультфильм не имеет ничего общего с той славной советской студией, к заслугам которой апеллируют наши мастера, кроме названия. Ему не принадлежит даже то, что составляет главное богатство и спасительный круг любой старой студии в мире, переживающей не лучшие времена, – архив фильмов. Не так давно его гигантская коллекция была отчуждена и теперь ею распоряжается фильмофонд.
В письме написано: «чтобы студия восстановилась в своей прежней мощи, необходимо невозвратное финансирование в объеме 250-300 млн руб. в течение восьми лет». И далее поясняется: «В этот срок должно быть включено создание государственных курсов художников-мультипликаторов, сценаристов, режиссеров, с полноценной стипендией и последующим трудоустройством, с обязательной отработкой на «Союзмультфильме» в течение как минимум 8-10 лет». Даже если не брать во внимание эту идею крепостных аниматоров, которая, видимо, могла прийти в голову мастерам только с отчаяния, возникает вопрос: а кому, собственно, будут даны эти деньги? Тем бездарным и постоянно меняющимся менеджерам, которые сейчас работают на "Союзмультфильме"? Лучше сразу выкинуть. И что тогда будет с другими студиями, им достанется хоть кусочек от этого пирога или они принуждены будут сразу умереть? А может быть, речь идет о том, что "Союзмультфильм" назначат колхозом, в который должны войти много маленьких кулацких хозяйств-студий? Как на это посмотрят руководители этих студий, имеющие свои вкусы, амбиции и аппетиты?
Откуда взялась идея возродить старый "Союзмультфильм", понятно, все подписавшие письмо учились и работали на знаменитой студии в ее лучшие годы. В письме ностальгически написано: «высокий творческий результат — это не просто уникальность отдельных творцов, это еще и творческий воздух студии, ее веселье — можно сказать, что смех в студии не стихал 24 часа в сутки, поскольку иногда приходилось работать и ночью». Но кто будет смеяться на новом "Союзмультфильме", если ему по мановению руки премьера перепадет 300 млн руб. – еще вопрос. И будут ли, например, на нем работать сами Норштейн и Хржановский?