Но дело в том, что это трагедия. Вобще-то у Вуди Аллена все трагедия. Но одновременно и все комедия. А тут чистая трагедия, несмотря на ряд смешных диалогов и эпизодов. Про Вуди Аллена всегда было известно, что он родственник Ингмара Бергмана, погружавшегося в самые глубокие пучины и самые черные дыры человеческой психики. Как и родственник Чехова, впрочем. Но тут совсем уже Вуди Бергманович.
Еще одно обстоятельство: перед просмотром неплохо бы перечесть «Трамвай «Желание». Поскольку «Жасмин» соотносится — пародийно и не очень — с сюжетом и подтекстом этой классической пьесы Теннесси Уильямса. Так другие относительно недавние фильмы Вуди Аллена «Матч-пойнт» и «Сенсация» соотносились с классической «Американской трагедией» Драйзера: первый из фильмов — хохмачески, но и серьезно, второй — совсем уже хохмачески.
Но поскольку я уверен, что почти никто не перечтет перед походом на «Жасмин» драму Уильямса, то кратко проанализирую лишь то, что увидел на экране.
А увидел вот что. Склонная к алкоголизму неврастеничка, нагруженная сумками и чемоданами дорогущей марки, после краха супруга, арестованного за махинации, потери дома и всех денег вынуждена перебраться на временное жительство к сестре: из Манхэттена — на окраину Сан-Франциско. Сестра — неродная. Они обе были приемными. Сестру изображает замечательная английская актриса-клоун Салли Хоукинс, уже однажды снимавшаяся у Аллена, главную героиню Жасмин (дебют в фильмах Аллена) — дива Кейт Бланшетт.
Далее действие разворачивается в двух временах: в прекрасном для Жасмин богатом прошлом, когда она устраивала знаменитые на весь Манхэттен приемы, где снобизм тщился выглядеть аристократизмом, а муж-мультимиллионер — Алек Болдуин — обирал всех, кого можно; обобрал даже простецкую сестру героини и ее мужа-пролетария, заиграв двести тысяч, которые они счастливо выиграли в лотерею и вложили в его инвестиции. И в невыносимом настоящем, где надо идти работать (да она не хочет и не умеет), чему-то учиться (да она малоспособна) и отбивать ухаживания мужиков, которые прежде не осмелились бы приблизиться к ней и на сотню метров.
Тут вдруг подворачивается вариант нового успешного замужества — ею увлекается дипломат, мечтающий о политической карьере. Честно сказать, я был уверен, что дипломат — липовый, поскольку у него лицо Питера Сарсгаарда, которому, похоже, на роду написано играть исключительно лихоимцев. Но нет: врет не он — врет она. Она не способна признаться ему, кем была и стала сейчас, по святой наивности не понимая, что коли он публичная фигура и она была в меру публичной, правда не может не вылезти наружу.
Финал, когда откроется масса неприятных тайн, прямо-таки отчаянный.
Вуди Аллен очень хвалит в комментариях к фильму Кейт Бланшетт, которая, что и говорить, большая актриса. Проблема Жасмин, по его мнению, в том, что она абсолютно слепа по отношению к окружающему миру. Аллен уверен, что Жасмин заслуживает сострадания, поскольку является невольным орудием своего же падения — и в этом смысле частичка Жасмин есть в каждом из нас.
Я согласен с тем, что частичка Жасмин есть в каждом. Но беда в том, что никакого сочувствия Жасмин–Бланшетт во мне не вызвала. Не такой уж она ребенок, хотя, конечно, законченный ребенок-эгоист. Не столь уж она была слепа, по крайней мере (как покажут события) по отношению к махинациям супруга, хотя всю жизнь уверяла, будто ничего не смыслит в его делах. Просто ее до поры все устраивало. При этом к сестре, которой она теперь свалилась на голову, она всегда относилась по-свински
Надо же. Поймал себя на мысли, что анализирую фильм Вуди Аллена по канонам и в стилистике школьного сочинения. Нет, что-то с этим фильмом все-таки не так. Его действительно снимал какой-то другой Вуди Аллен.