Сегодня выходят еще три (включая романтическую комедию «Все просто») — выбрал две.
«Я буду рядом»
Россия, режиссер Павел Руминов
Эта мелодрама, неожиданно для многих получившая Гран-при на главном фестивале отечественного кино, сочинском «Кинотавре», сразу породила противоречивые мнения в прессе. И мне кажется, это связано не только с историей ее рождения (вырезка из сериала, снятого Руминовым для ТВ) и ее сюжетом (о котором ниже), а с самой фигурой Руминова.
В нашем кино этот 38-летний режиссер идет своим путем и по всем внешним признакам может считаться маргиналом. Но действительно ли он бескорыстный маргинал или же проныра, извлекающий из своей позы-позиции рекламную выгоду, понять непросто.
Мне нравятся те фильмы Руминова, которые видел. Он интересен как режиссер и когда делает более или менее правильное кино (артистический хоррор «Мертвые дочери», который, кстати, многих раздражил), и когда совершает акции, на которые действительно не отважились бы другие: философскую зарисовку о жизни и смерти «Два часа», снятую со знакомыми актерами чуть ли не за два дня, он, не связываясь с прокатчиками и не заботясь о выручке, выложил в интернете, демонстрируя, что сегодня можно снимать и «прокатывать» свое кино действительно независимо: от государства, студий, дотаций, рекламных компаний и кампаний etc. Вместе с тем он входит в совет директоров студии, производящей наихудшую отечественную белиберду типа «Беременного». Под эгидой этой студии снят и фильм «Я буду рядом».
Поэтому оценки Руминова в прессе — от гения до халтурщика. А фильм «Я буду рядом», в котором умирающая молодая мать-одиночка решает перед смертью спокойно-трезво лично выбрать приемных родителей для своего любимого и любящего шестилетнего сына, многие после «Кинотавра» объявили спекулятивной слезовыжималкой. То, что фильм старается выглядеть артистическим и, в частности, снят ручной камерой а-ля Ларс фон Триер времен «Догмы», лишь увеличивает число недоброжелателей.
В любом случае понятно, что это редкий фильм, про который каждый посмотревший сделает собственные выводы, и сторонники с противниками никогда в оценках не сойдутся. Так что и я не стану навязывать свое мнение, отметив безусловное: в фильме нет совсем уже сильных мелодраматических перегибов, и даже противники сходятся в том, что играющая главную роль незнакомая широкой публике актриса Мария Шалаева великолепна (ее портреты не печатают на обложках «7 дней», а она из лучших русских актрис — см. «Русалку» и «Нирвану»). Кстати, долгий эпизод, когда героиня Шалаевой интервьюирует ряд потенциальных приемных родителей (каждая очередная пара появляется в кадре на секунды — этакая нарезка приемных), интервьюирует рационально, хотя речь о том, что она предлагает им любимого сына, а сама пока что жива, производит впечатление сумасшедшее.
«Со мною вот что происходит»
Россия, режиссер Виктор Шамиров
Попытки создать достойную новогоднюю картину в СССР и России проваливаются уже больше тридцати лет — не зря 31-го телеканалы по-прежнему показывают рязановские «Иронию судьбы» и — теперь уже реже — «Карнавальную ночь», которая являлась обязательным новогодним фильмом до «Иронии».
Нельзя утверждать, будто «Со мною вот что происходит» — выход из кризиса. Прокатчики засомневались: тираж у фильма меньше, чем у «Я буду рядом». Понимаю и то, что скепсис у некоторых вызовет Гоша Куценко в главной роли, которого часто (к сожалению для него) воспринимают не как актера, а как гламурную медиаперсону (с другой стороны, кого-то подкупит репутация Виктора Шамирова, который много — с разным успехом — работал в театре, снял премированный фильм «Упражнения в прекрасном», а в новом фильме доказывает, что он еще и актер).
Но это первый за долгое время новогодний фильм, который в отличие от разрекламированных, переполненных патокой оптимизма елочных картин последних лет не стыдно смотреть. Отчасти потому, что это если и комедия, то печальная.
Если о сюжете, то фильм о трех одиночествах — двух родных братьях и соседке одного из них — девочке-подростке. Братья — живущий в Москве карьерист и провинциальный талант-неудачник — встретились для того, чтобы врач по снимкам определил судьбу их (живущего в одном городе с неудачником) отца. Приговор — смертелен. Девочка не может попасть в собственную квартиру, поскольку мать загуляла и уехала с новым бойфрендом. Все трое 31-го надеются достичь неких целей, конкретизировать которые не стану. Все трое целей не достигают из-за того, что машина, в которой они едут, застряла в безысходной новогодней московской пробке, и потому, что судьба так распорядилась. В итоге, возможно, судьба их всех спасает, потому что, ломая их прежнюю жизнь, дает им шанс помыслить об ином будущем.
Поначалу раздражает, что вся музыка в фильме — таривердиевская из «Иронии судьбы». Хотя, конечно, эту музыку и песни из «Иронии», пусть и перепетые на сей раз умышленно дурными голосами, заново услышать всегда приятно. Но выяснится, что знаменитые песни играют свою важную роль. И что благодаря им фильм даже обретает легкую социальную остроту, что для новогодней ленты совсем уже необычно.
Сюжет кажется слегка надуманным. Но новогодних (равно как и рождественских) фильмов с иначе скроенным сюжетом мир еще не надумал.