О чем это. Разумеется, сценарий фильма, сочиненный Александром Родионовым, отличается от статьи, опубликованной в газете. Но в основе все равно разговоры: завсегдатаев дорогого заведения, регулярно вставляющих в свою речь знаменитые русские слова из трех и более букв. Точное наблюдение фильма: люди с деньгами сейчас иногда очень молоды. Удачный ход: почти всех посетителей ресторана (снимали не в «Пушкине» — в другом) изображают медиаперсоны — актеры, режиссеры, журналисты и т.д. Алена Долецкая, Агния Кузнецова, Сергей Шнуров, Анна Михалкова, Авдотья Смирнова, Любовь Толкалина, Оксана Фандера, Василий Уткин, Клавдия Коршунова, Алиса Хазанова — кого тут только нет.
Подобные фильмы обзывают тусовочными. Но в данном случае тусовочность оправдана. Узнаваемые лица изображают не самих себя. Но их обилие характеризует место действия — в подобных заведениях и встречаешь тех, кто мелькает в телевизоре. Но среди жующих и пьющих не только богема — тут и бывшие братки, ставшие бизнесменами, и подозрительные иностранные тетки за одним столом с подозрительным нашим (обсуждают серьезную сделку, а сами непонятно кто).
Что в этом хорошего. Тем, кто учился во времена, когда еще чему-то учили, известна чеховская фраза, передающая суть его пьес: люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. Странно, что никому до Хлебникова не пришло в голову сделать фильм, состоящий (не целиком, но в основном) из заобеденных разговоров. Сам Хлебников, кстати, уверяет, будто стремился сотворить не сатиру на столичную богему, а водевиль, безделушку. Хлебников сторонится в интервью громких обобщений, идеологических фраз — за ним это водится. Тем не менее получилась сатира. Не зря один из продюсеров отказался работать с фильмом, заявив, что ему не нравится, когда критикуют богатство. Кстати, чураясь обобщающих фраз, Хлебников, если верить одному из его интервью, все-таки уверен, что «Пока ночь не разлучит» — история социальная. Она про первое поколение богатых людей в России, а такое поколение во всех странах, в той же Америке, было уродливым.
Как плюс отметим и то, что в фильме есть действительно смешные эпизоды. Например, девочка, которую изображает Агния Кузнецова, явно видевшая в жизни максимум три фильма, но уже назначенная ассистентом по подбору актеров с хорошей зарплатой, обсуждает во время обеда с двумя другими молодыми людьми претендентов на некую важную мужскую роль: «Хабенский? — Не хочет! (мат) — Серебряков? — Не может! — Как не может — он всегда может? — Говорит, что не может (мат). — Может, Максим Леонидов? — А кто это такой? — Тогда Жигунов? — А это кто такой?» Молодое поколение-с.
Замечательны и все мгновения со Шнуром, который мрачно сидит за столиком в углу и злобно пьет минералку. При этом к нему постоянно кто-то подсаживается (театральный режиссер Василий Бархатов, Василий Уткин, музыкальный критик Максим Семеляк), выпивает и закусывает и, наливая себе в очередной раз, обязательно спрашивает: «Ты точно не будешь?» — отчего Шнур мрачнеет еще сильнее.
Странности. Беда, однако, в том, что почти все смешное связано в фильме с казусами творческой среды — с родным для режиссера Хлебникова. В других диалогах куда меньше попаданий в яблочко. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что сюжет крутится на месте, и короткий (всего-то 70 минут) фильм можно смотреть с любого места и в любом порядке — ничего не упустишь.
Скроить фильм из одного только застольного трепа его авторам явно не удалось. Понимая это, сценарист и режиссер снабдили сюжет двумя вставными челюстями — сквозными действиями, персонажи которых не имеют отношения к новым ресторанным русским. Одна линия — двух официантов (любимые актеры Хлебникова Александр Яценко и Евгений Сытый), которые постоянно по мобильникам выясняют интимные отношения: один с любовницей, другой с женой. (Ага! В «Пушкине» официанты так бы себя вели — там они нависают над тобой как ангелы-хранители с выправкой энкавэдэшников и тут же доливают твою рюмку, стоит ей опустеть хотя бы на треть.) Вторая линия — кухни, где шеф-повар, тоже не без мата, по телефону вызволяет из ментовки одного из своих задержанных подчиненных.
Финальная массовая драка в ресторане тоже выглядит надуманной, словно бы создатели фильма не знали, как его завершить. Впрочем, Хлебников заверяет, что сразу решил: дело должно завершиться дракой. И это, по его словам, опять-таки не сатира, а подарок персонажам: ведь во всех застольных разговорах сквозит такое напряжение, что драка — единственный способ его снять.
Ударный эпизод. Внимание: спойлер! Удар кулаком Шнура по физиономии арфистки. Трезвого Шнура эта арфистка, весь фильм сопровождающая обед в солидном ресторане своими изысканными трелями, дико бесит. Когда начинается массовая заваруха, оживший вдруг Шнур кидается к арфистке — и!.. После чего хватает с какого-то стола графин с водкой и начинает быстро добирать то, что не успел добрать за вечер. Сразу следом идут финальные титры фильма — не менее ударные, поскольку положены на песню Шнура, припев которой — повторяющееся слово ох...ть.
Наш вариант рекламного слогана. Жри поросенка, устрицы жуй, нам на потеху жуй их, буржуй.
Финансовая революция
«Пока ночь не разлучит» еще и финансовый эксперимент, попытка доказать, что в России можно снимать дешево и с прибылью. Вся съемочная группа, все актеры работали бесплатно. В итоге фильм обошелся в скромные для современного кино 100 тыс. у.е. Создатели фильма надеются, что прокат, продажа прав на телеканалы, в том числе ближнего зарубежья, выпуск фильма на DVD принесут им с учетом экономии куда больше, — из этих денег они и выплатят все гонорары группе и актерам.Удачный ход: почти всех посетителей ресторана изображают медиаперсоны — актеры, режиссеры, журналисты
Странно, что никому до Хлебникова не пришло в голову сделать фильм, состоящий (не целиком, но в основном) из заобеденных разговоров
Также в прокате: жажда стать знаменитостью, союз националистов с геями и новые анимационные уродцы от Тима Бертона
«Реальность» (Италия—Франция, режиссер Маттео Гарроне) — сатира от одного из самых признанных режиссеров современной Италии, получившая в мае второй по значению приз Каннского фестиваля Гран-при (получившая, по мнению многих, несправедливо — только благодаря тому, что президентом жюри был соотечественник Гарроне, еще более известный Нанни Моретти). От Гарроне сейчас ждут откровений — после того как его предыдущий, смелый и сильный фильм про мафию «Гоморра» тоже получил в Канне Гран-при. Но Гарроне решил сделать картину для масс — на актуальную для многих тему, что человек, стремясь к известности, готов стать заложником реалити-шоу. Главная проблема — Гарроне, похоже, так и не разобрался, что же жаждет сотворить: сатиру на реалити-шоу (которая ему не удалась, фильм не открывает истин и уж никак не сравним с давным злым и смешным «Шоу Трумана») либо печальную, напоминающую о неореализме комедию о простых людях, одержимых манией любым способом попасть в телевизор и, значит, выбиться из безвестности. Но если вы не слишком придирчивы, то не разочаруетесь: смотреть фильм интересно.
«Парад» (Сербия—Хорватия—Словения—Македония, режиссер Срджан Драгоевич) — удивительно, какой именно сюжет объединил усилия кинематографистов почти всех государств прежней, славной своим киноискусством Югославии. Сюжет о семье сербских геев и их желании провести первый в их краях гей-парад. Однако будет уместнее заметить, что это фильм о терпимости и возможности людей, которые, казалось, были обречены противостоять друг другу намертво, понять общие ценности. В целом это комедия с элементами подлинной, за душу хватающей драмы, полная сюжетных поворотов и, что совсем уже удивительно, адресующая к «Великолепной семерке». Пара сербских геев понимает, что их секс-парад разгонят скинхеды и православные экстремисты. Тогда они нанимают для охраны парада ветерана войны, который не способен отказаться, поскольку находится под пятой невесты, вертящей им как угодно. Но он понимает, что в одиночку парад не защитит. И отправляется по экс-Югославии собрать суперкоманду охранников-бойцов, состоящую как из прежних сослуживцев, так и из лучших врагов. Однако фильм миротворческий не только по отношению к геям, но и по отношению к экс-югославскому противостоянию.
«Франкенвини» (США, режиссер Тим Бертон) — второй за год фильм Тима Бертона после майских вампирских «Мрачных теней» и третий его полнометражный анимационный фильм после «Кошмара перед Рождеством» (где он стал продюсером, отказавшись от имени режиссера, хотя были использованы его рисунки) и «Трупа невесты». К Бертону и его недавней славе лучшего выдумщика Голливуда, способного на фантасмагории, недоступные больше никому, ныне принято относиться с сомнением. А отчего вдруг? Все равно ведь фантазии небывалые. Все равно ведь выдумки неповторимые. Все равно ведь положа руку на сердце вы признаете, что ничего подобного не видели. Я не люблю мультфильмы — даже мастеров. Но продолжаю смотреть мультфильмы от Бертона в том числе потому, что зло в них всегда имеет четкое обозначение: это не какой-нибудь черт, это серая масса, быдло, не готовое вынести ничего живого и нестандартного. Если главный герой оживляет любимого пса — получается тот же самый живой пес. Если кого-то мертвого оживает представитель серой массы — ждите сущих монстров.