Про что это
Про то, что в середине XXI века на планете после мировой войны с применением химического оружия осталось только две выжившие территории: ОФБ (Объединенная Федерация Британии), которой правит диктатор, и зависимая от нее нищая Колония, где большинство надписей на китайском, русском и арабском, расположенная на территории бывшей Австралии. ОФБ с Колонией связывает специальный поезд, идущий менее двадцати минут через центр земли. В скромной колониальной квартирке обитает с красавицей-женой рабочий, ежедневно отправляющийся в ОФБ, чтобы в две смены пахать на заводе по производству синтетических полицейских — ударной силы диктатора, которая противостоит Сопротивлению. Это Сопротивление устраивает теракты (впрочем, по ходу дела выяснится, что их ради компрометации Сопротивления организует сам диктатор — это понравится тем, кто и сейчас сомневается в официальной версии взрывов жилых домов в России и башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке).
Однажды затосковавший от рутины герой отправляется в компанию, обещающую за деньги имплантировать вам воспоминания о героическом прошлом, так что вы потом будете искренне верить, будто были, например, секретным агентом. Тут-то выясняется, что у нашего рабочего искусственно стерты воспоминания о реальной жизни, в которой он действительно был супершпионом.
Что в этом особенного
«Вспомнить все» — ремейк легендарной картины Пауля Верхувена 1990 года, получившей «Оскара» за визуальные эффекты и на тот момент с бюджетом в 65 млн долл. считавшейся самым дорогостоящим фильмом в истории. Лента со Шварценеггером, никому тогда не известной Шарон Стоун и Рейчел Тикотин в главных ролях основывалась на новелле культового фантаста Филипа К. Дика We Can Remember It for You Wholesale — в наших переводах: «Воспоминания оптом и в розницу», «Из глубин памяти».
Наш вариант рекламного слогана: «Помни имя свое. Не то когда-нибудь запутаешься, что быль, а что небыль»
Киноистория с Филипом К. Диком уникальная. Я знаю людей, которые на него молятся. Например, на роман «Убик». Но Голливуд экранизировал прежде всего его новеллы или мини-повести — по ним снят ряд фантастических фантастических (это не опечатка, я умышленно повторил одно и то же слово) фильмов от «Бегущего по лезвию бритвы» до «Вспомнить все» и от «Часа расплаты» и «Крикунов» до «Особого мнения» и «Пророка».
При этом фокус в том, что новеллы Филипа К. Дика минималистские. Во всех случаях голливудские сценаристы на основе отдельных линий и полунамеков выстраивали самостоятельные полновесные (и, что интересно, всегда небанальные — все-таки основа играет роль) кинопроизведения. «Вспомнить все» Верхувена имеет отдаленное отношение к новелле Дика. И новый фильм, который сделал Лен Уайзмен (создатель двух первых «Других миров» и четвертого — ужасающего, на мой вкус, — «Крепкого орешка»), — ремейк именно фильма Верхувена. А Дик ни при чем.
Принципиальных отличий два. У Верхувена метрополией являлась Земля, а колонией — Марс, где и правил диктатор, где и действовало Сопротивление. У Уайзмена мы остаемся на Земле, а Сопротивление организовано в метрополии.
Но важнее другое. Фильм Верхувена — стеб. Самое интересное, что когда в начале 1990-х мы увидели его на пиратских видеокассетах, он стебом не казался. Мы были поражены его — теми самыми, заслужившими «Оскара» — спецэффектами. Но голландец Верхувен, сделавший многие знаменитые голливудские блокбастеры (напомню о «Робокопе», «Основном инстинкте», «Космическом десанте»), — хулиган. Он всегда опасно смешивал жанры — цензурные с нецензурными. Он умел обмануть продюсеров. Уважаемый мной коллега говорит: невозможно смотреть сейчас «Вспомнить все» Верхувена — фильм выглядит устаревшим (по дизайну и технологиям якобы будущего). Но ведь снятый еще раньше «Робокоп» того же Верхувена устаревшим не выглядит! Верхувен сознательно, несмотря на огромный бюджет, снимал трэш — фильм категории «Б» в духе дешевой кинофантастики 50–60-х — ведь и новелла Дика написана в 60?е. Отсюда дикий трэшевый грим мутантов и кукольно вываливающиеся из орбит глаза персонажа Шварценеггера, вдруг оказавшегося на поверхности Марса без скафандра.
Странности
В фильме Уайзмена ликвидированы все нелогичности ленты Верхувена. Это как бы реалистическая картина. Но на эффектнейших боевых сценах, появись которые в 1990?м, мы умерли бы от счастья, начинаешь скучать. Потому что сюжету они не дают ничего. Смущает и то, что новый фильм — этакий цитатник-путеводитель по недавним, любимым Уайзменом фильмам. Глядя современное кино, я иногда теряюсь: что считать уважительной цитатой, а что — откровенным плагиатом? Сцена с погоней на летающих автомобилях в многоуровневом городе (в данном случае Лондоне), когда героев преследуют полицейские, от и до (от случайного попадания героя в спасающий его автомобиль до ухода от полицейских с помощью резкого падения автомобиля вниз) схимичена из «Пятого элемента». Etc.
Ударный эпизод
Поскольку спецэффектов мильон, отметим другое. В кадре на миг мелькают банкноты с Бараком Обамой на решке. Но мало кто это заметит. И непонятно, как сие трактовать.
Ему с нею жить
Давно известно, что режиссеры — зачастую подкаблучники и дают в своих фильмах выигрышные роли собственным женам. Лен Уайзмен, пожалуй, превзошел всех режиссеров мира в старании угодить жене — актрисе Кейт Бекинсейл, которую сам же во многом и прославил в одном из самых известных киносериалов 2000-х «Другой мир» про противостояние аристократов-вампиров с братками-оборотнями. В ремейке «Вспомнить все» Уайзмен революционно объединил в одно лицо двух персонажей из фильма-первоисточника 1990 года — тех, кого играли Шарон Стоун (жена главного героя) и Майкл Айронсайд (его основной преследователь). Этого гибрида и изобразила Кейт Бекинсейл. Смешно слышать, будто на эту роль всерьез рассматривались также Ева Грин, Ева Мендес и Розарио Доусон. Если бы они действительно рассматривались, режиссеру Уайзмену дома было бы несдобровать.
Также в прокате: пьяный от Гаваны Кустурица, освобожденный Джанго и воскресший Джеймс Бонд
«Гавана, я люблю тебя» (в оригинале «7 дней в Гаване», Франция—Испания, режиссеры Хулио Медем, Элия Сулейман, Гаспар Ноэ, Бенисио дель Торо, Лоран Канте и др.) — альманах из семи новелл, который наши прокатчики раскрутки ради решили подверстать к популярной серии фильмов-мозаик «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» etc. На самом деле это другой проект. Но пусть это не смущает зрителя. Киноальманахи, когда на одном экранном пятачке сталкиваются и конкурируют режиссеры разных стилей и пристрастий, интересны всегда. А у этого альманаха очень сильная режиссерская команда, не зря его презентовали в мае на Каннском кинофестивале. Кроме того, лично для меня был любопытен взгляд кинематографистов из разных стран (Медем — испанец, Сулейман — сориентированный на европейское кино палестинец, Ноэ и Канте — французы) на сегодняшнюю Кубу. В целом Куба режиссерам нравится. И коммунизма-то в Гаване особого незаметно (а тот, что заметен, вызывает добрую иронию) — только ром, сигары, музыка, танцы и девушки, которых тут же хочется увести в номера (надо только сохранять бдительность — девушка может оказаться трансвеститом). Впрочем, часть новелл, включая единственную, снятую режиссером-кубинцем, показывает, как непросто живут люди, как пытаются при этом хранить верность религиозным обрядам. Но и тут никаких социальных обличений, просто сочувствие. В одной из самых забавных новелл снялся Эмир Кустурица, сыгравший, можно считать, самого себя — почетного гостя Гаванского кинофестиваля, которого тошнит от назойливой опеки его организаторов (причем впрямую и на сцене во время церемонии открытия — он к тому времени успел набраться). Но и герой Кустурицы находит свой гаванский кайф — вечером в компании музыкантов, устроивших джем-сейшн. Надо же: Кустурица играет не только на гитаре, но и на трубе!
«Джанго освобожденный» (США, режиссер Квентин Тарантино, выход в наш прокат — 13 января) и «007: Координаты «Скайфолл» (Великобритания–США, режиссер Сэм Мендес, выход в прокат — 1 ноября) — поскольку других фильмов, достойных безусловного внимания взрослой аудитории, на этой неделе, на мой взгляд, нет, обращу внимание на примечательный факт: перед сеансами «Вспомнить все» впервые будут демонстрироваться рекламные ролики нового фильма Квентина Тарантино и нового Джеймса Бонда. Да, наиболее нетерпеливые киноманы уже выловили их в сети. Но увидеть их на большом экране — совсем иное дело (ролик «Джанго» в сети впечатлил не слишком). Оба фильма хочется поскорее посмотреть. Конечно, роликам надо доверять с осторожностью. Тем более что по голливудским правилам их монтируют сторонние режиссеры — не те, что снимали фильм. Известны случаи, когда ролики демонстрировали то, чего в фильмах потом не обнаруживалось. Тем не менее уже сейчас заметно, что Тарантино опять снял вкусное кино, в котором сам смаковал каждый кадр. Вестерн — самый изысканный из киножанров и, конечно, логично, что такой режиссер-синефил, как Тарантино, решил отдать ему свою дань. (Другое дело, что фильмы Тарантино всегда видоизменяют каноны и его «Джанго» явно не типичный вестерн. Уже потому, что трое из пяти главных персонажей — невозможные в классическом вестерне в качестве главных героев афроамериканцы.) Что до нового Бонда, у которого в третий раз лицо актера Дэниела Крейга, то даже в ролике за него переживаешь: как он там, подстреленный и очевидно мертвый, с высоты в воду плюхается и медленно идет ко дну!.. Окончательно отринут прежний — полупародийный — Бонд-супермен. Новый Бонд способен страдать душой и телом и даже может погибнуть (хотя ясно, что не погибнет). При этом он обрел склонность к самоиронии. Лучшая фраза из трейлера: у него хобби — воскресать. Он и впрямь воскресает в кино в разных обличьях на протяжении уже полувека.