1. Я всегда считал, что болеть за отечественное кино, как болеют за футбол, глупо. Надо болеть не за родное, а за хорошее кино, какой бы национальности оно ни было. Если наши фильмы — дрянь, то и не смотрите их.
Мнение «у кино нет национальности, но в нем есть таланты и бездари» стал активно продвигать фестиваль 1 — Каннский. В каталогах других фестивалей всегда вверху страницы обозначают, откуда фильм родом. В каннском каталоге крупно значится имя режиссера (Ханеке, Лоуч, Альмодовар и т.д.), ниже — название фильма. А страна не упоминается вообще. Режиссер — господь, а где он творит, неважно. Эта позиция развита среди наших молодых киноманов, активно переписывающихся по поводу фильмов в социальных сетях.
2. Но патриоты во главе с Говорухиным и Михалковым ратуют за чистоту нашего кино и введение цензурного кодекса типа отринутого историей еще полвека назад голливудского кодекса Хейса, всегда считавшегося в Европе мракобесием. После того как эти патриоты распространили письмо-донос неких молодых кинематографистов, уверяющих, будто наше кино очерняет отечественную реальность, они наверняка ухватятся за статистику проката. На наше кино перестают ходить! А почему? А потому что зритель возмущен клеветой!
Боюсь, однако, что использовать прокатную статистику в политических целях будет трудно. Ведь самые кассовые российские фильмы 2012-го (см. справку) сняты так, словно в стране уже действует кодекс Хейса. Все они добрые. Беда, правда, в том, что за исключением сказки про «Ивана Царевича» (к детским мультяшкам подходишь со сниженными критериями), комедии «О чем еще говорят мужчины» (создатели которой из «Квартета И» хорошие актеры и к тому же остроумны) и изобретательного «Шпиона» все это серятина. Уверен, что половина названий фильмов из русского топ-листа киноманам вообще не известна. Не зря эти картины (опять же см. справку) уступили в родном прокате Голливуду — его фильмы тоже не всегда идеальны, но профессиональнее и зрелищнее наших.
Что чего стоит
Самые кассовые российские фильмы в прокате РФ и СНГ в первом полугодии 2012-го (сборы в млн USD с округлением):
1. «Иван Царевич и Серый Волк» — 20,7
2. «О чем еще говорят мужчины» — 13,9
3. «Тот еще Карлсон» — 10,4
4. «Август. Восьмого» — 10
5. «Ржевский против Наполеона» — 7,9
6. «Мамы» — 7,8
7. «Восемь первых свиданий» — 7,5
8. «Няньки» — 5,8
9. «Zолушка» — 5,2
10. «Шпион» — 4,6
Лидеры кинопроката РФ и СНГ в первом полугодии 2012-го:
1. «Мадагаскар 3» (США) — 46,5
2. «Мстители» (США) — 43,5
3. «Люди в черном 3» (США) — 36,4
4. «Джон Картер» (США) — 33,4
5. «Гнев титанов» (США) — 22,3
6. «Морской бой» (США) — 22
7. «Шерлок Холмс: игра теней» (США) — около 22
8. «Прометей» (США) — 21,2
9. «Иван Царевич и Серый волк» (Россия) — 20,7
10. «Путешествие 2: Таинственный остров»
(США) — 17,6
По данным www.kinobusiness.com
3. Готов спорить: положение новорусского кино в ближайшие годы не улучшится, а публика будет ходить на него все хуже. Ведь оно само все сделало для того, чтобы мы в нем разочаровались.
Наше кино как черт от ладана — а в новых государственных реалиях тем более — бежит от любых острых социальных и политических тем. Между тем голливудское, английское, французское, итальянское кино никогда их не боялось и не боится, нелицеприятно выводя на экран даже действующих политических лидеров.
Далее: у нас не стесняются делать глупые ремейки классических советских комедийных лент, хотя их создатели не имеют и сотой доли таланта Рязанова, Гайдая или Данелии. Сейчас активно рекламируются ремейки «Кавказской пленницы» и «Джентльменов удачи».
Далее: у нас продолжают ставить в кино на звезд КВН и «Комеди-клаба». Но уверен: больше этот несмешной трюк не сработает.
Короче, наши продюсеры сами подпилили тот сук, на котором сидели. До лета 2004-го считалось, что наше кино — даже безумно популярный «Брат» — в принципе не окупаемо. Но вдруг пошло-поехало — суперуспех «Ночного дозора», потом «Турецкого гамбита», «Дневного дозора», «9 роты», «Иронии судьбы-2» и т. д. И началось головокружение. Все подряд — любую дилетантскую чушь у нас стали подавать как самый крутой триллер года, лучший боевик осени, лучшую комедию. Публику обманули, но она раскусила гнилой орех. И опять стала предпочитать голливудское кино.
4. Самое любопытное, что любовь к советскому кино в СССР — тоже большой миф. Просто не было выбора. А был железный занавес. Американские фильмы почти не появлялись. Это привело к увлечению советского зрителя индийским кино. При этом если проанализировать список рекордсменов советского проката (самый достоверный составил киновед Сергей Кудрявцев), то нельзя не прийти к выводу, что он четко отражает тайную тягу СССР к западному кино и его запретным жанрам. Впереди мексиканская мелодрама (а это не наш жанр) «Есения» и «Спартак» Стенли Кубрика (экзотический для нас эпический боевик). А дальше в десятке: «Экипаж» — редкий у нас пример западного жанра «фильм-катастрофа», «Москва слезам не верит» — опять же мелодрама, «Пираты XX века» — небывалый для нас тогда боевик в жанре «боевые искусства» (теперь понимаешь, что жалкая подделка под иностранные ленты категории «Б»), «Новые приключения неуловимых» — вестерн. Ну и собственно от СССР — три фильма Гайдая, реального гения комедии.
5. В итоге приходишь к печальному выводу, что в нашем прокате будут обречены именно лучшие отечественные фильмы. Нет ничего удивительного, что в десятке самых кассовых лент в первом полугодии 2012-го не оказалось «Елены» (чей прокат в этом году еще продолжался)», «Фауста» или картины Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» — они не для массовой аудитории. Но поразительно, что в десятку (при наличии в ней неведомой ерунды) не попали картины вполне себе зрительские, просто при этом еще и артистические, умные: «Шапито-шоу» (хотя его много обсуждали в сети), «Кококо», «Бедуин», даже «Белый тигр». Уверен, что ничего хорошего не ожидает и выходящую в сентябре «Орду».
Причина ведь и в испортившихся вкусах. Можно ли сейчас представить, что в конце 1980-х длинная ретроспектива элитарнейших фильмов Годара с утра до вечера собирала в Москве аншлаги в кинотеатре «Мир» на Цветном бульваре, где в зале было больше тысячи мест?
Вот бы о чем, а не о Хейсе задуматься кинопатриотам-домостроевцам.
В прокате с четверга: лунные фашисты, ледниковые пираты и артхулиганы из группы «Война»
«Железное небо» (Финляндия — Германия — Австралия, режиссер Тимо Вуоренсола, в ряде московских кинотеатров — с 5 июля) — снятый за смешные для фантастического кино деньги финский стеб про то, что фашисты после поражения Германии укрылись в 1945-м на темной стороне Луны. И теперь готовят блицкриг — вторжение на Землю. После февральской премьеры на одном из главных кинофестивалей — Берлинском — фильм обрел статус культового. Потому что остроумен (хотя дилетантизма в нем тоже достаточно). Потому что в роли лунного фюрера, не подозревающего, что под него ведут политический подкоп, снялся немецкий актер Удо Кир — мастер эпизода, считавшийся (и считающийся) талисманом для многих режиссеров-артистов от Пола Моррисси и Райнера Вернера Фассбиндера до Ларса фон Триера. И потому, что вопреки ожиданиям это сатира не только на фашизм (чего следовало ожидать), но и на современных шкурных земных политиков, которые ради собственной выгоды и сиюмоментных интересов своих стран способны испепелить родную Землю быстрее и эффективнее, нежели любые монстры из космоса. Саундтрек к фильму тоже сочинили монстры (но музыки) — считавшаяся скандальной экс-югославская, а ныне словенская индастриал-группа Laibach, обработавшая мотивы Вагнера, про которого персонаж Вуди Аллена в одном из старых фильмов сказал: «Когда я слишком долго слушаю Вагнера, мне хочется пойти и завоевать Польшу».
«Ледниковый период-4: Континентальный дрейф» (США, режиссеры Стив Мартино и Марк Термейер, в ряде залов формат 3D) — продолжение одного из самых популярных анимационных проектов 2000-х, ведущего кассовое соперничество со «Шреком». Теперь у обоих по четыре серии. 3-й «Ледниковый период» занимает 23-е место в списке самых кассовых фильмов всех времен. 2-й «Шрек» — 24-е. 3-й «Шрек» — 35-е. 4-й «Шрек» — 41-е. 2-й «Ледниковый период» — 54-е. Битва не на живот, а на смерть. Невольно вспоминаешь о меняющемся рейтинге теннисистов по итогам выступления на турнирах. В новом «Ледниковом периоде» уже известные герои-звери из-за перемещения континентов оказываются на айсберге, на котором приплывают в неизведанные земли. И сталкиваются с животными-пиратами и прочими невиданными и нелюбезными созданиями. Поклонников «Ледникового периода» всегда интересует, появится ли в новой серии саблезубая белка, которая вечно и неудачно охотится за желудем и нечаянно поощряет вселенские катастрофы? Появится. Среди тех, кто озвучил русскую версию, Иван Охлобыстин — куда же теперь без него?
«Завтра» (Россия, режиссер Андрей Грязев, только в кинотеатре «Пионер») — еще один фильм, вошедший в европейский обиход после Берлинского фестиваля. Документальная фиксация перфомансов, жизни, разговоров, идеологии артгруппы «Война». В кадре — и известная акция «Питерский дворцовый переворот» (исходя из того, что смена названия «милиция» на «полиция» ничего не дала и надо перевернуть всю систему, представители «Войны» перевернули ментовский автомобиль и, понятно, засняли дело на видео). И — тоже вызвавший шум в СМИ — гигантский фаллос, нарисованный на Литейном мосту: при ночном разведении моста он поднялся перед зданием питерского ФСБ. Вывод фильма: когда страна погрязла в коррупции и взяточничестве, то кто-то про это пишет, а кто-то в знак протеста начинает творить искусство особого типа — политические перфомансы. Смущают некоторые другие действия группы, например, воровство в магазинах (это тоже акция под лозунгом «Страна процветающего воровства», но я убежден, что воровать при всех обстоятельствах нехорошо). А также то, что представители «Войны» устроили сейчас фильму и режиссеру публичную обструкцию. Якобы режиссер за их счет сделал себе рекламу. Но если кому фильм «Завтра» и делает рекламу, то только «Войне».