20530
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22824
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3814
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8151
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12096
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7534
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3076
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2869
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5597
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
22:17 25/11/2011 Иван Сухов 0 41

Право налево

Как защищать европейские общественные нормы в обществе, где их не признают

Когда меня позвали на международную конференцию «Стокгольмский процесс: укрепление позиций правозащитников на Северном Кавказе» (20 – 23 ноября), я обрадовался, что  встречу там многих уважаемых мною людей, посвятивших долгие годы своей жизни благородному делу спасения других людей – от неправосудного преследования, притеснений, дискриминации, от пыток или смерти. Радость была несколько омрачена: на конференции выяснилось, что защищать право очень не просто в обществе, где его далеко не все признают.

Впервые в жизни я попал на Северный Кавказ с правозащитниками из московского «Мемориала», и первыми моими кавказскими знакомыми были тоже правозащитники из «Мемориала» ингушского и чеченского. Тогда, как и сейчас для правозащитников, на Кавказе было очень много работы. Люди, выполнявшие ее, вызывали и продолжают вызывать у меня восхищение – тем большее, что работать им легче не становится. И дело здесь не только в упорном нежелании официальных российских властей сотрудничать с НПО, и не в параноидальной подозрительноси правоохранителей, видящих в иностранном гранте на развертывание полевой сети первичной правовой поддержки финансирование шпионажа. Дело еще и в «сопротивлении материала».

Одиннадцать лет назад зимой в Чечне офицер с пулеметом наперевес остановил на грязном обледенелом перекрестке разбитой военной дороги недалеко от Грозного «ниву», в которой ехал один из руководителей московского «Мемориала» Олег Петрович Орлов. Он ехал помочь отстоять свои права тем, чьих родственников, не причастных ни к каким боевикам, сначала пытал, а потом убил и сжег отряд спецназа капитана Ульмана, позднее судимого в России и скрывшегося из-под стражи. Офицер взял из рук Орлова удостоверение помощника депутата Госдумы Сергея Ковалева, повертел его в руках и спросил сквозь зубы: «Это того Ковалева, который бандитов защищает?» - «Мы защищаем не бандитов, а женщин и детей», - ответил Орлов. – «Это мы здесь защищаем женщин и детей», - сказал тогда офицер, возвращая удостоверение.

Своя правда была и у правозащитника, и у офицера. Но ни для кого тогда не было секретом, что цена проезда любого поста в Чечне редко превышала 50 рублей. И что кроме этой коррупции на той войне существовали куда более страшные вещи, которые именно правозащитники выволакивали на свет, иногда рискуя собственной жизнью – чтобы раз вскрывшись, они уже не могли безнаказанно повторяться.

Похоже, теперь у правозащитников на Северном Кавказе добавилось проблем. Российские правозащитники – Олег Орлов, Татьяна Касаткина, Светлана Ганнушкина, Людмила Алексеева, все их единомышленники и соратники – это наследники советских диссидентов, а иногда и сами советские диссиденты. Советские диссиденты требовали от советского государства в сущности только одного – соблюдения собственного основного закона, составленного по самым передовым мировым стандартам и гарантировавшего каждому гражданину огромный объем личных прав. Государство же привыкло считать собственную конституцию чисто декоративным актом и совершенно не собиралось его соблюдать.

Российские правозащитники на войне требовали точно того же самого: чтобы соблюдалась конституция и законы, чтобы ограничения прав, если и вводились, то на законных основаниях, чтобы «законы военного времени» не могли применяться к собственным гражданам на территории, где никакая война официально не объявлялась и даже чрезвычайное положение не вводилось. Чтобы каждый гражданин – даже задержанный по подозрению в причастности к боевикам и террористам, - имел возможность пользоваться всем объемом прав, которые гарантированы ему российским законом.

Это была благородная и трудная миссия, и каждый из них, кто помог хотя бы одному человеку, может быть уверен, что на Северном Кавказе его никогда не забудут – а жизней и судеб были спасены десятки и сотни, если не тысячи.


Но государство, в общем, не изменило своих привычек и продолжало рассматривать закон как необязательную ширму. И отдельных побед правозащитников оказалось недостаточно, чтобы Кавказ сохранил веру в право. Эта вера была утрачена, и на место права в правозащитном, в российском и европейском понимании пришли другие системы норм, продиктованные обычаями (адат) и религией (шариат).

Жизнь некоторых регионов Кавказа во все большей степени регулируется адатом и шариатом. Это не новшества - адат и шариат были всегда, просто, когда окончательно стало ясно, что система российского светского права выполняет чисто декоративную функцию, они вышли из тени. Довод о том, что рассадником шариата была сепаратистская Чечня, не состоятелен: есть, например, районы Дагестана, где никогда не было ни чеченцев, ни сепаратизма, но при этом подавляющая часть гражданских сделок фиксируется не нотариусом, а имамом мечети.

Функции преследования и правовой защиты, функции суда, функции фиксации «актов гражданского состояния» (родился – женился – умер) во все большей степени уходят из области публичного российского права в эту сферу. Обычай и религия сейчас значат в некоторых кавказских регионах значительно больше, чем весь корпус действующего российского законодательства. Это, в общем-то, говорит о том, что российского государства как такового на этих территориях нет, хотя на карте они к нему по-прежнему принадлежат, и многие их жители не имели бы ничего против, если бы российское государство и российское право заработало.

Другие местные жители, а иногда и местные правозащитники начинают мыслить в категориях обычаев и религии. Будучи правозащитниками, они приезжают, скажем, поучаствовать в стокгольмском процессе, и там другие правозащитники говорят им: брак с 12-летней – нарушение закона, и семья мужа не может по современному закону без суда забрать детей у их матери при разводе. Но для них это никакое не нарушение, если соблюдены требования обычаев. Получается, что это совсем разные правозащитники – одни защищают писанное право страны и те международные обязательства, которые она на себя взяла, а другие – право адата и шариата и свое право жить по адату и шариату. И первые, увы, имеют бледный вид перед вторыми, потому что на любой довод о том, что нормы адата и шариата противоречат принятому праву, следует контраргумент в духе европейской терпимости и плюрализма нормативных систем: «Запрещать людям жить по адату и шариату – это тоже ущемление их прав».


Это выглядит как полная несовместимость. Защитить нормы современного права в обществе, которое предпочитает от них отказаться, невозможно. При этом отказ выглядит пока как частичный: Кавказ, без сомнения, хотел бы, чтобы именно нормы современного права, а никакой не адат и не шариат, соблюдались и в отношении задержанных по подозрению в причастности к вооруженному сопротивлению, и в отношении попавших в переплет в большом городе выходцев из республик. Чтобы было справедливое законное следствие, адвокат, независимый суд и все прочие достижения процессуального законодательства. Только так не бывает, чтобы современное право работало в одной области и игнорировалось в другой. Если его не хочет соблюдать никто, оно так и останется декорацией, и рядом с шариатским браком будут застенки с пытками.

В сущности, это ведь относится не только к Кавказу, но и ко всей остальной России: здесь ведь тоже напрочь отсутствует понимание ценности права как универсального общественного регулятора. Даже адата с шариатом нет.