Центр политических технологий представил 8 сентября доклад «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных процессов». Доклад был представлен в офисе Института современного развития, который считается главным «мозговым центром» команды президента Медведева. Политологи старались сделать не только пессимистические выводы о процессах, происходящих в этом проблемном российском регионе, но выходило у них слабо.
Центр политтехнологий Игоря Бунина выполнил уже пятый доклад об эволюции северокавказской политической системы. «Легко можно было бы представить подборку ужасов про Северный Кавказ, но мы не стали этого делать», - сказал главный автор документа вице-президент ЦПТ Ростислав Туровский. Вместо этого исследователи пытались найти на Кавказе «ростки и проблески» возможной модернизации. Они выяснили, что Северный Кавказ «не самая плохая часть России» по самым разным показателям, иногда по самым неожиданным. Дагестан и Карачаево-Черкесия, к примеру, показывают очень неплохой уровень реального политического плюрализма и конкуренции. «Но это даже не феодальная, а восточная модель конкуренции, это не модернизация», - скептически уточнил Бунин. «Это может быть ее предпосылкой», - отвечал Туровский.
Выяснилось, что по оценками Минрегиона РФ кавказские республики довольно адекватно и эффективно расходуют свои бюджетные средства, большая часть которых по-прежнему поступает в виде дотаций из федерального центра. Правда, при этом Минфин оценивает как неэффективный бюджетный процесс в большинстве северокавказских республик, а финансовых нарушений не фиксирует только в одной республике – Кабардино-Балкарии. Политологи догадываются, что впечатляющие цифры бюджетных затрат на здравоохранение и образование на Кавказе, глядя на которые можно предположить, что учиться и лечиться в России предпочтительней всего где-нибудь в Назрани, могут быть в основном следствием того, что региональные власти хорошо научились угождать центру в отчетности. То, что ситуация более менее устраивает большинство населения, связано с несколько заниженными по сравнению с остальной Россией ожиданиями людей.
Тем не менее на Кавказе нашлись, к примеру, признаки роста информационной открытости власти, признаки омоложения элиты – в некоторых регионах уже почти не осталось управленцев, состоявших в КПСС или работавших при советской власти. В Чечне и Ингушетии таких вообще ноль. В Дагестане 15,6% управленцев – все еще бывшие члены КПСС, 28,1% работали при советах. Но тенденция налицо, хотя и непонятно, считать ли это однозначно положительным признаком: «Не совсем понятно, кто будет править на Кавказе в ближайшее время, зачем и почему», - прокомментировал Ростислав Туровский омоложение кадров.
Много встревоженных слов было сказано об архаизации и исламизации Кавказа, который, по мнению некоторых участников дискуссии, рискует превратиться в некий аналог вечно воюющего и вечно бедного Ближнего Востока – если «ростки» модернизации не прорастут. Руководитель дирекции общественно-политических проблем ИНСОРа Борис Макаренко полагает, что в ситуации, когда земельные сделки и акты покупки недвижимоси все чаще регистрируются не нотариусом, а имамом сельской мечети, власть должна поощрять поход к нотариусу как нормальную практику, «а за уклонение от такой практики давать по рукам». Если власть проявит достаточно политической воли, реально действующие институты со временем заменят понятия, считает Макаренко. С его точки зрения, даже если нынешним светским институтам на Кавказе не верят, их все равно надо продолжать внедрять, хотя бы и понарошку: со временем сложится соответствующая практика, и «институты понарошку» сами собой наполнятся реальным содержанием. «130 лет назад хедив Египта создал в этой стране первые партии: 70 пашей назначил «партией власти», а еще 30 – «оппозицией». Благодаря этому 130 лет спустя революция в Египте прошла практически бескровно», - полушутя проиллюстрировал свои слова Макаренко.
Социолог Сергей Хайкин упрекнул авторов доклада в недостаточной резкости оценок – по его словам, реальных перспектив модернизации на Кавказе не видно, зато опасность его стихийной исламизации действительно велика. «Исламизация Кавказа искусственно внедряемая и при этом совершенно неконтролируемая», - предостерег Хайкин, только что завершивший цикл социологических исследований региона. По данным, полученным после 3500 интервью с жителями Северного Кавказа, Хайкин выяснил, что примерно треть населения не участвовала там в переписи. Таким образом, никакие официальные статистические данные, которые выводятся на основе данных переписи, просто не могут соответствовать реальности.
Ученые согласились, что для радикального изменения негативных кавказских трендов необходима политическая воля – примерно такая, какая была у Мустафы Кемаля Ататюрка, когда он модернизировал Турцию. Но проблема в том, что ни федеральная, ни кавказская элита сейчас в общем-то не заинтересована в реальном изменении положения дел. «Власть едва ли может быть субъектом модернизации, - сказал «МН» эксперт по Кавказу глава центра социальных и экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов. – Субъектом модернизации могут быть те, кто реально заинтересован в переменах – например, предприниматели или экономически успешные сельские сообщества». Эти сегменты, видимо, не попали в поле зрения авторов доклада ЦПТ.
Институты понарошку
Политологи ищут ростки модернизации на Северном Кавказе
Наверх