На 9 сентября в Ереване намечен большой митинг оппозиции, первый после срыва переговоров между оппозиционным Армянским национальным конгрессом и делегацией властей. О переговорах и причине их срыва «МН» рассказал координатор АНК Левон Зурабян.
– С весны 2011-го власти несколько раз уступили требованиям оппозиции. Чем можно это объяснить?
– После трех с половиной лет репрессий, стрельбы в собственный народ 1 марта 2008 года, заключения в тюрьмы сотен политических противников, разгона демонстраций и запрета митингов на площади Свободы, уступчивость властей действительно вызывает удивление. Но объяснение простое: режим исчерпал ресурсы репрессивной политики в борьбе против АНК. Мы не сломались, сохранили союз 18 партий, выступающих за восстановление конституционного порядка и демократии, впервые за время независимости Армении создали теневое оппозиционное правительство. Вопреки полицейским запретам мы восстановили права на проведение демонстраций, а в марте 2011-го вывели на улицы Еревана больше людей, чем когда-либо за время существования АНК. Конечно, свою роль сыграло ухудшение социально-экономического положения и пример арабских революций, а также связанное с ними изменение международного климата. Власти поняли: без уступок в направлении демократизации страны ситуация может выйти из-под контроля. Поэтому сначала уступили площадь Свободы, которую три года держали в оцеплении, а потом освободили всех политзаключенных.
– После этого АНК предложил властям начать переговоры о внеочередных выборах, то есть об отставке президента и роспуске парламента. Означает ли согласие властей на переговоры, что они готовы пойти на внеочередные выборы?
– Это изначально была наша стратегия. В декларации о создании АНК в августе 2008-го мы опубликовали «дорожную карту» по переходу к демократии, последним пунктом которой было начало диалога о проведении внеочередных президентских и парламентских выборов. Под давлением народа власти вынуждены были пойти на формирование уполномоченной делегации для переговоров с оппозицией. Делегации, представляющей лично Сержа Саргсяна, исполнительную власть и парламентское большинство. Более того, они даже подписались под предложенной АНК формулировкой повестки переговоров: «О проведении внеочередных президентских и парламентских выборов с целью формирования легитимной государственной власти в Армении», то есть фактически расписались в собственной нелегитимности. Конечно, согласие на обсуждение вопроса еще не означает согласия на проведение выборов. Власти маневрируют с целью выиграть время, сбить накал политической борьбы и дискредитировать наше движение перед началом нашей осенней кампании, распространяя слухи о каких-то тайных сделках между между властями и оппозицией. Говорилось, что якобы мы договариваемся о дележе мест в парламенте и в правительстве. Но все усилия пошли насмарку, после того как мы потребовали, чтобы переговоры передавались по ТВ в прямом эфире. А когда делегация властей отказалась выполнить это требование, мы в самых мельчайших подробностях стали публиковать все подробности переговоров. Окончательно разговоры о каких-либо сделках прекратились, когда мы опубликовали 85-страничный документ – правовое обоснование проведения внеочередных выборов, который мы предъявили делегации властей на переговорах. Это приговор режиму, там есть неопровержимые доказательства нелегитимности власти и катастрофических последствий, которые эта нелегитимность имеет для Армении, – тут и тотальные фальсификации на президентских выборах 2008-го, и кровавая первомартовская бойня против мирных демонстрантов, и антиконституционное применение армии против собственного народа, и массовые нарушения прав и свобод граждан. Парламент, в котором 76 депутатов из 131 в нарушение конституционного запрета занимаются предпринимательской деятельностью (мы привели список предприятий и объектов их бизнес-активности), превратился в коррупционный орган лоббирования интересов олигархов. Коррупция охватила все сферы госуправления. Экономика монополизирована и сконцентрирована в руках нескольких семей. Рычаги управления, в частности, искусственное завышение курса национальной валюты, используются для обеспечения сверхприбылей для кучки импортеров-олигархов. Чтобы сделать наши аргументы максимально неуязвимыми, мы использовали в основном официальные отчеты Контрольной палаты, государственного антимонопольного комитета и международные оценки.
– Почему были приостановлены переговоры?
– 9 августа, в день, когда мы представили наш документ, произошло очередное нападение полицейских на молодых активистов Конгресса. За три с половиной года произошло более 30 подобных инцидентов, в основном, когда наши активисты проводили пикеты или раздавали листовки, и мы привыкли к подобным конфликтам. Последнее нападение полицейских произошло в условиях режима диалога, в довольно безобидной ситуации. Эскалация конфликта со стороны полиции, последовавшие избиения активистов, беспрецедентное применение насилия в отношении адвокатов и фабрикация дел против семерых наших активистов показали политический характер этих действий. Стало очевидно, что диалог принял неожиданное для властей развитие, при котором АНК укрепляет свои позиции, и теперь власти ищут выход из ситуации в привычном для себя репрессивно-силовом поле. 16 августа, в день пятого раунда переговоров, наша делегация заявила, что не может вести диалог при наличии политзаключенных, и предложила согласно Уголовно-процессуальному кодексу изменить меру пресечения трем арестованным активистам на поручительство со стороны членов переговорной делегации, оставив суду определить меру наказания и для активистов, и для полицейских, участвовавших в инциденте. После двухчасовой дискуссии делегация властей попросила тайм-аут для обсуждения. За это время изменили меру пресечения еще двум активистам, и в тюрьме остался лишь Тигран Аракелян. На следующей встрече, 23 августа, власти отвергли предложение АНК о взятии Аракеляна на поруки, но заверили, что идет "недискриминационный правовой процесс". Ко времени начала следующего раунда, 26 августа, Тигран Аракелян не был освобожден, а гарантии АНК по поручительству были отвергнуты, мы приняли решение приостановить переговоры, пока не будет изменена мера пресечения Аракеляну. Смысл нашей политики – в защите прав человека и демократических свобод. Действия властей и отказ принять наши гарантии показали, что содержание Аракеляна под стражей носит политический характер и используется с целью давления на АНК. Наша позиция предельно ясна: никакого диалога при наличии политзаключенных быть не может. Иначе переговоры превращаются в торговлю политическим заложниками.
– Что дальше?
– На митинге 2 августа лидер АНК Левон Тер-Петросян заявил, что у властей есть один-два месяца, чтобы определиться со внеочередными выборами, и в сентябре мы будем считать разумные сроки для проведения диалога завершенными. Тогда в нашей повестке останется только одно требование – немедленная отставка Саргсяна и всей правящей коалиции. Если власти считают, что все уступки исчерпаны и мы больше ничего не можем добиться через диалог, тогда нам не остается иного выхода – принять вызов и вновь вывести десятки тысяч людей на улицы, как мы это сделали во время нашей весенней кампании. Это также означает, что именно они будут нести ответственность за все последствия.
«Власти признали свою нелегитимность»
Координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян о срыве переговоров оппозиции с властями
Наверх