Разработка образовательных стандартов для старшеклассников при Минобрнауки официально продлена до 15 мая. Сам текст проекта федерального стандарта с 18 апреля доступен на сайте ведомства, но изменения в него вносятся буквально на глазах – в связи «многочисленными ошибками разработчиков», главной из которых видимо была попытка предложить реформу Единого госэкзамена.
19 апреля на сайте Минобрнауки появилась уже четвертая версия образовательного стандарта для старшеклассников (ФГОС) под редакцией видных деятелей Российской академии образования Александра Кондакова и Любови Кезиной. Любопытно, что предыдущая версия была вынесена на суд общественности днем ранее. Но продержалась на сайте министерства менее суток. После чего и последовали заявления об ошибках.
Дело в том, что Кондаков и Кезина попытались внести довольно серьезные изменения в процедуру итоговой аттестации школьников и, конкретно, в единый госэкзамен. Александр Кондаков предложил вместо двух обязательных экзаменов ввести три, прибавив к уже имеющимся русскому языку и математике иностранный язык. Это нововведение не осталось незамеченным даже в Кремле. Перспективу введения экзамена по иностранному языку обсуждали вчера президент Дмитрий Медведев и глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Последний предложил, помимо письменного, ввести и устный экзамен по иностранному, а Медведев одобрил эту идею.
Кроме того в стандарте было обозначено, что старшеклассник не может сдавать больше шести предметов в форме ЕГЭ (сейчас 11). Ну и, наконец, разработчики предложили школьнику самому выбирать форму итоговой аттестации: ЕГЭ или некий «государственный выпускной экзамен».
Исчезновения этой версии проекта ФГОС с сайта в пресс-службе Минобрнауки сначала объяснили «техническими проблемами». Но уже вечером 19 апреля там же появился документ, в котором полностью отсутствовал раздел о государственной итоговой аттестации (ГИА) школьников. В министерстве пояснили, что именно эту версию и следует считать «единственно верной» и от дальнейших комментариев отказались.
Сам Александр Кондаков в интервью «МН» признался, что «его попросили» убрать из стандарта раздел о ГИА. Он пояснил, что «экзамены и аттестация могут определяться только в положении о ГИА и других министерских правовых документах», а образовательный стандарт является «рамочным документом». Кондаков добавил, что саму идею об иностранном языке – как третьем обязательном ЕГЭ – он считает правильной и будет предлагать ее министерству.
Председатель группы мониторинга Совета по ФГОС, председатель комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин заявил «МН» отметил, что «разработчиками были допущены ошибки». «Вопрос аттестации – это нормотворчество другого рода. Положение об итоговой аттестации публикуется ежегодно, в ноябре. А стандарт создается на 10 лет», - отметил Балыхин. По его словам работа над стандартом продлена до 15 мая в связи с «многочисленными ошибками».
«Стандарт не может утверждать процедуру аттестации. Максимум, что он может написать, это требования к учащимся. Те знания, умения и навыки, которыми должен обладать старшеклассник, чтобы сдать экзамен», - отметил высокопоставленный источник «МН» в Минобрнауки. Другой источник «МН» отметил, что Кондаков «нарушил негласное правило»: вопросы реформы ЕГЭ – это дело президента, премьера или Андрея Фурсенко.