Московские надбавки и пенсии жителям новых столичных территорий начнут начислять с 1 июля 2012 года. До этого момента местным муниципалитетам предстоит привести свои бюджеты к московским стандартам и некоторое время фактически "жить по двум бюджетам". Аналитики оценивают примерную сумму поддержки льготников, проживающих на присоединяемых территориях, в 3-4 млрд рублей.
В конце декабря 2011 года Совет Федерации одобрил передачу Москве части областных территорий площадью 160 тыс. га. Теперь новые земли должны юридически войти в состав столицы и финансироваться из городского бюджета. Одним из первых обещаний города жителям присоединенных земель был переход на столичные стандарты социальных выплат и льгот, уровень которых в столице на порядок выше, чем в области.
«С 1 июля мы должны полностью закончить процесс оформления присоединения, а также полностью перейти на московский бюджет. С этого момента на жителей всех присоединенных территорий распространются все столичные льготы и социальные надбавки»,— рассказала 9 января «МН» официальный представитель администрации городского округа Троицк Ксения Дюкова.
На данный момент, как пояснила Дюкова, новые земли остаются на балансе Подмосковья, однако в городе Троицке все отделы местных органов самоуправления уже начали подготовку к переходу на новые бюджетные стандарты. «Фактически сейчас мы будем жить по двум бюджетам: один официальный, Подмосковный, а второй программный, который наши специалисты сейчас готовят вместе с Москвой», — заявила представитель администрации. Каждый отдел сотрудничает с определенным столичным департаментом, чтобы составить свои целевые программы. Ксения Дюкова отметила, что, несмотря на некоторые трудности, для крупного города вроде Троицка перейти на новые стандартам гораздо легче, чем для большинства новоприсоединенных муниципалитетов, особенно сельских поселений, в чьих аппаратах управления нет достаточного количества квалифицированных финансистов.
«Но даже для нас социальные выплаты - один из самых сложных вопросов при объединении, поскольку у Москвы и Подмосковья различаются категории льготников», — пояснила Дюкова.
Несмотря на разницу в классификации льготников, столичные власти уже провели приблизительные расчеты численности потенциальных адресатов социальных программ. В конце прошлого года департамент социальной защиты Москвы сообщил, что из 250 тыс. жителей новых территорий, 203 тыс. - федеральные и региональные льготники. Из них примерно 50 тыс. составляют пенсионеры. Однако, сколько может стоить поддержка льготников на присоединенных территориях в органах власти столицы и в присоединяемых муниципалитетах, уточнить не смогли.
Профессор кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин сообщил, что независимые экономисты подсчитали размер трат на соцобеспечение "новой Москвы". «Эксперты провели предварительную оценку, по данным которой на поддержку прирезаемых территорий потребуется выделить порядка 3-4 млрд руб. на год», — пояснил Скопин.
Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов также считает сумму в 4 млрд руб. адекватной. «Впрочем, необходимо учитывать, что с 2012 года некоторые выплаты были проиндексированы и расширена поддержка определенных групп льготников. То есть финансовый объем помощи несколько увеличился», — пояснил эксперт. По мнению Адамидова, проблем с тем, чтобы единовременно охватить поддержкой всех жителей новых территорий, которым положены льготы, у Москвы скорее всего не будет. Сумма для столичного бюджета не очень большая, а процесс согласования этой целевой программы не так сложен, как это кажется из Троицка, полагает он.
Но помимо выплат в столице достаточно широко распространена адресная форма поддержки граждан. Например, предоставление путевок в санатории для детей и подростков из малообеспеченных семей или создание рабочих мест для инвалидов. И будет ли данная форма поддержки с 1 июля распространяться на жителей новых территорий, пока совсем непонятно. В столичном департаменте соцзащиты не смогли прокомментировать этот вопрос. «Если власти Москвы зададутся целью, им не составит труда за полгода подготовиться и охватить население новых территорий и адресной поддержкой в том числе», — полагает генеральный директор финансовой компании "Персональный советник" Наталья Смирнова.
В целом аналитики сходятся на том, что поддержка льготников присоединяемых территорий не станет тяжелым бременем для московского бюджета. Главное, чтобы все муниципалитеты сумели разобраться с новыми стандартами и предоставить необходимые данные столичным департаментам. Для решения этой задачи, по мнению экспертов, у новых территорий ресурсов достаточно.
Еще до официального присоединения столица начала оказывать адресную помощь присоединяемым территориям, направленную на развитие социальной инфраструктуры. Город Троицк, например, получил из столичного бюджета 150 млн руб. на строительство детского садика. Средства на дошкольное образовательное учреждение, рассчитанное на 125 детей, предоставили в виде межбюджетного трансферта из средств, выделенных на реализацию столичной Адресной инвестиционной программы. Москва также подарила городу 15 единиц уборочной техники.
При этом организационные расходы на процедуру присоединения муниципалитетов обеспечиваются сегодня из восстановленного в конце 2011 года резервного фонда мэра Москвы.
Столичные льготы и пенсии придут в «новую Москву» через полгода
Социальные программы на присоединяемых территориях обойдутся Москве в 3-4 млрд руб. в год
Наверх