20438
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22765
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12068
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8098
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4039
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2975
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12051
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9501
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7489
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7921
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5295
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3144
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2863
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4383
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2308
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4344
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3353
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3126
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3173
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5573
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:10 13/09/2013 Мария Салтыкова 0 54

Москва догоняет поезд, который уже поехал в обратную сторону

Михаил Блинкин о резервациях для автомобилей, системе carsharing и индивидуальных летательных аппаратах

Алексей Панов
«Царская дорога» — не место для парковки

Ключевой принцип поведения для всех владельцев транспортных средств был сформулирован еще царем ассирийцев Сенахерибом в VII веке до н.э.: «Каждый, чья припаркованная колесница затруднит проезд по царской дороге, подлежит смертной казни. Насаженная на кол голова казненного должна быть выставлена у фасада его дома». Сейчас любой стоящий экипаж точно так же занимает общественное пространство, и места на всех не будет хватать никогда — ни в VII веке, ни в XXII.

В 1910 году в США и Российской империи на 1000 жителей приходилось 210 лошадей — это был уровень транспортного обеспечения домохозяйств доавтомобильной эпохи. В 2006 году на 1000 жителей в России стало 200 автомобилей, сейчас уже 270, в Москве даже больше. В США и Европе после Второй мировой войны эта доля также увеличивалась — вплоть до 2000-х годов. А потом произошло чудо: восходящие кривые сломались. В 1990 году в Москве было 100 автомобилей на 1000 жителей, в Милане — 700, сейчас в Москве больше 400, в Милане — меньше 500, и по прогнозам самих итальянцев уже через несколько лет они скатятся к трехстам. Мы идем путем, по которому за океаном и в Европе шли 50 лет назад, однако поезд уже отправился в другую сторону.

Как заставить город ехать

Есть три сценария автомобилизации. Первый — традиционный американский, когда город адаптируют к непрерывному росту потока машин (в Нью-Йорке 910 автомобилей на 1000 жителей). При этом улицам и дорогам отдают огромную часть городской территории — в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе до 35%. Тип расселения, планировки и постройки жилья соответствует городской мобильности — это обширные пригороды, где проводить трамвайные линии неудобно, и поэтому люди всю жизнь будут ездить на автомобилях. При этом действует умеренно жесткая система road-pricing (платежи за использование дорог), по принципу «кто ездит — тот платит».

Михаил Блинкин профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

«Каждый, чья припаркованная колесница затруднит проезд по царской дороге, подлежит смертной казни. Насаженная на кол голова казненного должна быть выставлена у фасада его дома»

Второй тип сценария — контролируемый, как в Сингапуре. Для того чтобы купить автомобиль, сначала надо приобрести ваучер, который в три раза дороже самой машины, и потом еще платить за ее хранение, парковку и поездки по городу. Попал в затор — у тебя минута пребывания в городе стала в четыре раза дороже, и ты четыре раза подумаешь, стоит ли пытаться доехать до нужного места на авто. И третий сценарий — тупиковый, без какой-либо адаптации города, по нему идут Йоханнесбург, Нью-Дели, Кабул, Мехико-Сити, Казань и Москва. По этому же пути раньше шел Шанхай, но сейчас он следует сингапурским рецептам и даже более варварским — токийским, когда без подтверждения о наличии парковочного места ты не можешь получить номер госрегистрации машины. Нет «квартиры» для автомобиля — иди, гуляй.

Но все эти три сценария — уже уходящие: американские города тоже стоят в пробках, потому что больше трети территории отдать под дороги нельзя. Вообще, чтобы город ехал, в нем должно быть 150–180 кв. м асфальта на одну машину. В Москве — 23, это площадь обычного гаражного бокса (сам автомобиль в среднем занимает 12 кв. м). Наивные представления московских строителей о том, что они что-то сделают, расширят и город поедет — это от полного незнания истории. Московская застройка изначально была многоэтажной, не ориентированной на такой тип мобильности. А сейчас мы стараемся в нее приткнуть автомобили и думаем, что у нас что-то получится.

Невозможно переделать городскую улицу в прямую магистраль — это как операция по смене пола: законом она не запрещена, но никто от этого здоровее не стал

Реконструкция Ленинского проспекта и строительство Северо-Западной хорды — это та самая попытка догнать поезд, идущий в обратную сторону. Невозможно переделать городскую улицу в прямую магистраль — это как операция по смене пола: в принципе она не запрещена законом, но никто от этого здоровее не стал. В то же время мы никуда не денемся от хирургических мер сингапурского типа: сохранять режим свободного паркинга — это за пределами добра и зла. Для принятия таких мер понадобится политическая воля. Я встречался с главными участниками президентских выборов и могу сказать: какую бы политику вы ни проповедовали на площади, есть вещи, которые придется делать, иначе больной умрет.

Куда податься частнику на автомобиле

Где сохранится частный автомобиль и ориентированный на него тип мобильности спустя несколько десятков лет? Во-первых, «резервациями» останутся огромные североамериканские и австралийские пригороды, и некоторые города на севере Европы. Но даже в них уже сейчас на въезде приходится пересаживаться на общественный транспорт. Автомобили останутся для поездок, например, на джазовый фестиваль всей семьей, а не для ежедневных поездок на работу в город. Во-вторых, будет сегмент luxury — богатые люди на своих «порш кайеннах», которые смогут платить за свою машину, как в Сингапуре. И наконец, будет коллективное потребление — carsharing: 10 лет назад это было экзотикой, сейчас в любом (европейском. — «МН») городе это есть, и даже в Москве.

В системе carsharing используются складные автомобильчики на одного человека, которые ставятся как тележки в супермаркете — въезжают один в другой

Вероятно, войдут в жизнь многие технические новации, которые пока кажутся нелепыми. В carsharing, например, используются складные автомобильчики на одного человека, которые ставятся как тележки в супермаркете — въезжают один в другой. Индивидуальные летательные аппараты — one-man-геликоптеры, сегодня тоже выглядят не очень парадно, но 100 лет назад каретные фабриканты точно так же смеялись над «керосинками» Генри Форда, а уже в 1908 году «Форд-Т» поехал по площадям.

Главный принцип экологически устойчивой транспортной системы при этом сформулировал еще философ и математик Блез Паскаль в 1662 году: «общедоступные пассажирские кареты должны следовать по одному и тому же маршруту и соблюдать сроки отправления от остановочного пункта каждую половину и четверть часа». В прошлом году мы отмечали 350 лет Евразийского общественного транспортного комитета — ничего не поменялось. Технические чудеса будут развиваться ураганными темпами, но формула Паскаля останется верна еще сто лет. Но у общественного транспорта при этом должно быть право приоритетного проезда — иначе это просто социалистическая глупость в советском городе.

От транспортных наркоманов к «резидентной» мобильности

Есть и еще один рецепт решения проблемы пробок: транспортную мобильность должна заменить «резидентная». Вместо того чтобы кататься из конца в конец гигантского города, люди будут переезжать к работе поближе. В благополучных городах мира человек меняет место жительства за всю жизнь 10–15 раз. В США чаще всего это было в 1960-е годы, сейчас меньше, но все равно 12% американских домохозяйств за последний год куда-либо переехали. Есть страны, где доля таких семей не 12%, а 25% и даже выше, — больше всего в Швеции, Австралии и Израиле. Наша отечественная модель, однако, была описана еще Иосифом Бродским — «в каких рождались, в тех и умирали гнездах».

Можно ли нам использовать опыт Рио-де-Жанейро, где главное шоссе работает по утрам только в сторону центра, а по вечерам — только в обратную? На самом деле это констатация факта, что расселение и размещение рабочих мест в городе дурацкое. Разумный город старается такого не допустить. А когда транспортнику говорят — у нас все рабочие места в центре, введение таких правил — это мера вынужденной необходимости, как раздача бесплатных шприцов наркоманам. Гуманно их раздавать, чтобы они друг друга не заражали, но лучше от этого безобразия все же избавиться. Не надо себя обманывать — всеобщего автомобильного счастья не будет, мир движется в другом направлении.