Москва

12 кафе и ресторанов Москвы в исторических зданиях

Как часто вы задумываетесь о том, в каком здании находится ресторан, где вы запланировали свой завтрак, обед или ужин? Или кофейня, в которую забегаете каждое утро перед работой? По просьбе «Московских новостей» Полина Храмцова, гастрообозреватель и автор канала «Мишлен не даст», составила маршрут по кафе и ресторанам с историей.

«Кофемания» на Большой Никитской в здании Московской консерватории

Большая Никитская ул., 13

Открылась консерватория в 1866 году, но здание было построено еще до этого момента: в XVIII веке княгиня Екатерина Дашкова (близкая подруга Екатерины II) приобрела участок для строительства дома. После ее смерти в 1810 году дом перешел к ее племяннику графу Воронцову, одному из героев Великой Отечественной войны 1812 года, и впоследствии был выкуплен у сына графа Воронцова Русским музыкальным обществом для консерватории.

Стоит отметить, что здание современной консерватории значительно больше изначально построенного: за историю своего существования оно достраивалось и расширялось не раз. Сама же «Кофемания» уже больше 20 лет является местом круглосуточного притяжения Большой Никитской.

Рестораны She и «Гвидон» в исторических зданиях на Большой Никитской

Не отходя слишком далеко от «Кофемании» на Большой Никитской, обратим внимание еще на два заведения, оба — от ресторанной группы White Rabbit Family.

Большая Никитская ул., 15, стр. 1

Первое — She, которое расположено в здании постройки XIX века, принадлежащем церкви Малое Вознесение, она находится как раз на противоположной стороне улицы. Но примечательно это здание тем, что в 1919–1921 годах в нем располагалась Лавка имажинистов — книжный магазин Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа. Есенин и Мариенгоф вместе еще с несколькими писателями сформировали группу имажинистов, которая представляла собой одно из многочисленных литературных течений начала 1920-х годов. Сама лавка пользовалась огромной популярностью. Иногда сами Есенин и Мариенгоф вставали за прилавок.

Большая Никитская ул., 5

Второе — нарядный ресторан «Гвидон». «Гвидон» расположился в историческом здании, которое было построено в 1799 году архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым для графа Владимира Григорьевича Орлова — фаворита Екатерины II и участника дворцового переворота, который и помог ей взойти на престол. Потом дом перешел к дочери Орлова Софье Владимировне Паниной, после нее и до 1917 года им владели князья Мещерские: дочь Софьи Паниной Мария, вышедшая замуж за князя Мещерского, внука Карамзина, и их потомки. В период с 1934 по 1970 год здесь располагался исторический факультет МГУ им. Ломоносова.

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»

Арбатская площадь, 14, стр. 1

Самый красивый и старейший кинотеатр города, конечно же, «Художественный». Именно в нем расположился один из лучших ресторанов русской кухни Niki от ресторанной группы Lucky Group. «Художественный» открыл свои двери 10 ноября 1909 года в здании, которое построили специально для него. Разработкой проекта занимался архитектор Николай Благовещенский. По его замыслу одноэтажный кинотеатр был увенчан большим куполом. Вход украшали колонны и статуи. В фойе располагался светящийся фонтан. Сам зал был небольшим и мог вместить не более 400 человек.

В 1913 году здание было продано известному российскому кинопромышленнику Александру Ханжонкову, который решил расширить кинотеатр, поручив реконструкцию архитектору Федору Шехтелю, автору множества московских особняков, в том числе дома Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель оформил фасад кинотеатра в классическом античном стиле. Фойе было больше похоже на театральное: его украшали хрустальные люстры, колонны, настоящие пальмы в кадках. На небольших эстрадах перед началом киносеанса выступали музыканты или актеры. Зрительный зал тоже «вырос» и теперь вмещал 900 посетителей. 
В 2014 году здание кинотеатра «Художественный» закрылось на реконструкцию, после которой заново распахнуло свои двери. Теперь до или после киносеанса здесь можно пообедать/поужинать в ресторане Niki. Ресторан назван в честь последнего российского императора Николая II, при котором, собственно, и был построен кинотеатр «Художественный». Ники — именно так обращалась императрица Александра Федоровна к своему мужу Николаю II.

Ресторан Центрального Дома Литераторов

Поварская ул., 50/53, стр. 1

Это по-настоящему уникальное место с очень богатой историей. Ресторан располагается в доме, построенном в 1889 году по заказу князя Бориса Николаевича Святополк-Четвертинского. Автор проекта — известный архитектор Петр Бойцов. За основу было взято сочетание французского ренессанса и барокко.

Вторыми хозяевами дома стали граф и графиня Олсуфьевы. Графиня создала там настоящий светский салон. Днем за чашкой чая здесь можно было встретить, например, близкого друга семьи Афанасия Фета, а по вечерам тут собирались сливки высшего общества: говорят, что однажды заезжал император Александр III. Здесь же на встречи собирались члены масонской ложи, в которой состоял и сам граф Олсуфьев.

После вынужденной эмиграции Олсуфьевых в 1917 году государство распределило комнаты дома между малоимущими гражданами, превратив его в обычную коммуналку.
Спасло особняк то, что в 1932 году его передали Дому писателей. Центральным домом литераторов место стало в 1934 году, после первого съезда Союза писателей СССР.
В 1955 году к особняку со стороны Большой Никитской пристроили еще одно здание Центрального дома литераторов и соединили с историческим на Поварской крытым переходом, устроив в этом переходе буфет, ставший легендарным местом встречи писателей и поэтов. За столиками собирались такие известные писатели и поэты, как Евгений Евтушенко, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие «шестидесятники». В самом здании несколько залов, убранство которых постарались максимально бережно сохранить и пронести сквозь года. Дубовый зал, например, остался ровно таким же, каким был в конце XIX века.

Ресторан Lila в особняке на Сретенке

ул. Сретенка, 22/1, стр. 1

В красивом особняке на Сретенке расположилось сразу несколько проектов ресторанной группы GT, главный из которых — файн-дайнинг ресторан Lila. Была уверена, что это здание — новострой, но глубоко заблуждалась. Особняк был построен в 1935 году. Говорят, что изначально это была церковная лавка, которую затем перестроили и отдали тресту «Мосбелье», который переоборудовал его в модный дом, отдав первый этаж под демонстрационное пространство, а второй — под швейный цех и примерочные. Художник Владимир Фаворский украсил фасад в технике сграффито изображениями счастливых и модных советских граждан. К сожалению, его работы не сохранились.

Ресторан и кафе в «ГЭС-2»

Болотная набережная, 15

Наимоднейшее арт-пространство города «ГЭС-2» выглядит масштабно и впечатляюще и держит под своим крылом еще одно заведение ресторанной группы GT, которое так и называется «ГЭС-2». Изначально ГЭС-2 — одна из старейших электростанций Москвы, которая была введена в эксплуатацию в 1907 году и снабжала электричеством трамваи, Кремль и центр города. Сначала ее строили как трамвайную, а затем она выросла до самой большой электростанции в городе.

Ресторан Parisienne в бывшем Царском павильоне

Большой Патриарший пер., 10

Ресторан расположился в Царском павильоне, который был выстроен специально для царской семьи к началу 15-й Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1882 года. Семиметровые потолки, изысканная серебряная лепнина, оригинальные изразцы сохранились до наших дней и продолжают радовать гостей. Царский павильон был предназначен для отдыха императорской семьи во время больших народных гуляний на Ходынке и потому закрыт от посторонних глаз. Здание было возведено известными московскими архитекторами Александром Каминским и Августом Вебером. Сегодня от всего архитектурного ансамбля до нас дошло только каменное здание этого павильона. Сам ресторан французской кухни Parisienne работает в здании Царского павильона уже более 20 лет: открывшись в 2003 году, он по сей день хранит память о блеске и роскоши своих первых гостей.

Кафе-трапезная ANTIПА при храме священномученика Антипы на Колымажном дворе

Колымажный пер., 8/4, стр. 7

Есть в центре Москвы, неподалеку от музея имени Пушкина, кафе-трапезная ANTIПА, которое работает при храме. Этот факт может насторожить некоторых читателей, но спешу вас успокоить: Antipa — место максимально светское и, не побоюсь этого слова, модное. Изначально это была ветхая хозяйственная постройка, долгие годы существовавшая на территории храма священномученика Антипы Пергамского.

Кафе стоит на небольшом удалении от самого храма, архитектурный облик которого формировался в период с XVI по XIX век. Авторам предложили переосмыслить пространство ветхой постройки середины 1950-х годов прошлого века. Главной задачей заказчик видел соблюдение баланса между православными традициями и современными тенденциями.

Настоятель храма отец Андрей так говорит о кафе на территории храма:

«Принципиально, что Antipa — это кафе-трапезная. Таинство литургии завершается, венчается совместной трапезой — вечерей любви, Агапой, — она как бы продолжение самой службы. Поэтому появление трапезной в ограде церкви обусловлено многовековым укладом. Для меня как для священника важно, чтобы наша литургийная жизнь, отгороженная от внешнего мира, имела возможность выхода во внешнее пространство. Я человек современный, в церковь пришел — не родился в ней, моя жизнь идет из жизни города, жизни нормальных москвичей: хипстеров, тусовки, богемы… Мне хотелось, чтобы эти два мира как-то сошлись».

Бистро «Ладо» в особняке XVII века

Кривоколенный пер., 9, стр. 2

Бистро и бар «Ладо» в Кривоколенном переулке расположился в особняке постройки XVII века. В 1773 году доктор Христиан Ладо купил это здание, где были двухэтажные палаты, которые и назвали в честь нового владельца. Особняк много лет был заброшен, но в 2019 году его отреставрировали, и здесь появилась новая точка притяжения — бистро «Ладо».

Ресторан Savva и бар «Шаляпин» в здании гостиницы «Метрополь»


Театральный пр., 2

Ну и на десерт: ресторан со звездой Мишлен Savva и атмосферный бар «Шаляпин», которые расположились в здании гостиницы «Метрополь» с очень богатой историей. Проект был задуман и воплощен в жизнь меценатом Саввой Мамонтовым как «театр с гостиницей». Здание, построенное во второй половине XIX века, в 1898 году он выкупил, как раз чтобы воплотить в жизнь свою задумку. В создании проекта принимали участие архитектор Вильям Валькот, художники Михаил Врубель, Василий Поленов, Константин Коровин, Алексей Андреев и многие другие.

В 1901 году в здании «Метрополя» произошел пожар. Он уничтожил интерьеры и повредил почти завершенное здание. Поэтому отель открылся лишь в 1905-м. Для своего времени он стал уникальным по размерам, комфортабельности и отделке гостиничным комплексом на 400 номеров, из которых ни один не повторялся.
В 1906 году при отеле открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр под названием «Театр Модерн».
В 1918 году сразу после переезда советского правительства в Москву отель превратился во Второй Дом Советов.
В 1931 году «Метрополю» вернули его прежний статус отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек.

Расположенные в отеле ресторан Savva и лобби-бар «Шаляпин» являются продолжением статусного отеля: в ресторане подают блюда русской кухни в авторской интерпретации Андрея Шмакова, а в лобби-баре «Шаляпин» — коктейли, карта которых построена вокруг жизненного и творческого пути Федора Шаляпина, а еще каждые 2 часа здесь звучит его голос и проходят музыкальные вечера. Почему именно Шаляпина, спросите вы? Все предельно просто: на открытии отеля Федор Шаляпин исполнял «Дубинушку», а затем часто выступал и отдыхал в «Метрополе», став его завсегдатаем.