До конца мая в Сирию прибудут все 300 военных наблюдателей ООН, которые призваны следить за соблюдением перемирия между сирийской оппозицией и силами президента Башара Асада. В их число должны войти четыре специалиста, подготовленных в России. Эксперты уверяют, что отправка наблюдателей в миссии ООН для России давно стала вопросом престижа, а не стратегической необходимости.
Официальное название сирийской международной миссии — UNSMIS, наблюдательная миссия ООН в Сирии. Как ранее говорил глава отечественного МИДа Сергей Лавров, российские наблюдатели прибудут в зону сирийского конфликта с Голанских высот — там действует самая продолжительная миротворческая миссия на Ближнем Востоке, начавшаяся в 1948 году для поддержания мирных соглашений между только что созданным тогда государством Израиль и палестинцами.
«Военные наблюдатели по своим обязанностям сильно отличаются от миротворцев, — рассказал «МН» официальный представитель информцентра ООН в Москве Юрий Шишаев. — Миротворцы экипированы как боевые части, носят оружие и имеют право его использовать первыми — в определенных условиях и в определенных миссиях. Максимум, что есть у наблюдателей, — это пистолет. И они имеют право использовать его только в самых экстремальных случаях. Их главная задача — следить за соблюдением мирных соглашений между сторонами конфликтов, фиксировать нарушения и передавать информацию структурам ООН».
Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, руководивший Главным управлением международного военного сотрудничества Министерства обороны с 1996 по 2000 год, рассказал «МН», что военные наблюдатели делятся на разные категории в зависимости от поставленных задач. «Есть специалисты, которые следят за выполнением международных договоров, например за соблюдением договоров по СНВ или ДОВСЕ, — заявил он «МН». — Такие наблюдатели набираются только из высших офицеров, поскольку им необходимо контролировать стратегически важные соглашения. Те же, кто работает на поле боя в рамках международных миссий ООН, — другая категория».
По словам Ивашова, до 2009 года все российские военные наблюдатели для операций ООН проходили подготовку на курсах «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске. Длительность обучения составляла два месяца. В курс подготовки входили занятия по английскому языку с закреплением военной лексики. Будущим наблюдателям необходимо было выучить названия составных частей военной техники и вооружений, а также усвоить сокращения и термины, принятые в документообороте ООН. Кроме того, курсантов обучали навыкам вождения в боевых и других экстремальных условиях, обращению со средствами связи, которые использует ООН (в том числе работе с техникой НАТО), а также нормам международного права и законам страны будущего пребывания. Программа обучения завершалась экзаменом и учениями.
Курсы «Выстрел» принимали и иностранных военных специалистов, прежде всего из стран Европы, которые проходили подготовку в одних группах с отечественными военнослужащими. Это позволяло не только создать обстановку, близкую к рабочей атмосфере международных миссий ООН, но и укрепить личные связи между будущими наблюдателями, что было особенно ценным для предстоящей работы.
По словам Анатолия Исаенко, который был одним из первых советских военных наблюдателей и работал в миссии ООН в Египте после арабо-израильской войны 1973 года, в 70-е годы одной из главных трудностей наших военнослужащих, проходивших обучение на курсах, было вождение автомобиля. «Тогда личный автомобиль был далеко не у всех, поэтому именно с вождением у многих были проблемы. Теперь же совсем другие трудности. Например, современные средства связи сегодня особенно важны для подготовки наблюдателей. Они постоянно совершенствуются и усложняются, и нельзя отставать от этого процесса», — рассказал «МН» Исаенко.
В 2009 году курсы «Выстрел» были расформированы. «Это произошло в ходе реформирования Минобороны, — рассказал «МН» Леонид Ивашов. — Помимо курсов были упразднены многие институты, где готовили военных специалистов со знанием иностранных языков. Упразднено было и управление по международному сотрудничеству. По крайней мере в том виде, в котором оно раньше сотрудничало с органами ООН».
По мнению бывшего главы управления, проведенная реформа, нацеленная на повышение эффективности и боеспособности вооруженных сил, фактически свела на нет сотрудничество с ООН в сфере миротворческой деятельности и поддержания мира. «Это произошло даже несмотря на то, что 30 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев приказал расширить международное сотрудничество в рамках ВС, — добавил Ивашов. — Сейчас есть понимание, что сотрудничество нужно восстанавливать. Но базы уже нет».
После закрытия «Выстрела» большая часть техники оттуда была перевезена в Наро-Фоминск. Там же были восстановлены курсы, но не в прежнем виде.
«Я был в Наро-Фоминске в прошлом году, и от этого визита у меня осталось довольно тягостное ощущение, — говорит Анатолий Исаенко. — Для восстановления курсов в прежнем объеме там просто нет возможности. Нет подключения к интернету, учебные помещения не подготовлены, техника простаивает».
Выпускник «Выстрела» и бывший военный наблюдатель Андрей Каланчин, с которым удалось связаться «МН», отказался комментировать наро-фоминский учебный процесс. «Прошло уже почти 12 лет со дня моего выпуска, многое изменилось, и ветерану будет неэтично обсуждать деятельность молодых. По имеющейся у меня информации, изменился не только облик, но и база курсов, преподавательский состав, методики обучения, преподаваемые дисциплины и т.д.», — говорит он.
Закрытие курсов «Выстрел» выглядит продолжением политики, которую выбрала Россия с начала 2000-х годов, считает источник «МН» в структуре ООН. По его мнению, тогда сотрудничество между Москвой и ООН начало резко сокращаться. «Насколько мне известно, потенциал по подготовке военных наблюдателей в России до определенной степени сохранился даже после закрытия курсов «Выстрел», — заявил он. — А сократить сотрудничество с ООН Россия решила прежде всего потому, что у страны сменились глобальные ориентиры — произошло это после войны в Косово».
По словам Исаенко, уменьшение числа российских специалистов, работающих в миссиях ООН, в профессиональной среде выглядит как сдача позиций. «Создается такая важная миссия как сирийская, и Россия обещает лишь четыре человека. Видно, что России до таких операций нет дела. Минобороны ведь за них денег не получает, и, выходит, это никому не нужно», — рассказал он.
В департаменте международных организаций МИД России «Московским новостям» подтвердили, что они принимают запросы от Совбеза ООН на предоставление наблюдателей. «Фактически мы работаем передатчиком. Поскольку не в юрисдикции МИД РФ распоряжаться военнослужащими, мы перенаправляем запрос в Минобороны», — заявил «МН» представитель департамента. Пресс-служба Минобороны не смогла ответить на вопрос, какое из управлений ведомства сегодня отвечает за сотрудничество с ООН.