3 миллиарда телезрителей посмотрели церемонию открытия Олимпиады в Сочи по данным оргкомитета Игр
65 000 километров дистанция, которую преодолел олимпийский факел от Олимпии до Сочи, — самая длинная в истории
2 900 спортсменов из 87 стран приехали в Сочи
531 грамм — вес золотой олимпийской медали
98 золотых медалей в 15 дисциплинах разыграют в Сочи
Алексей Розов, сооснователь и продюсер компании «Сила света», одного из лидеров российской световой графики
— Шоу было классное и синхронность отличная, но ничего революционного в области света и графики я не заметил, хотя наши художники работали над этим около двух лет. Один из самых впечатляющих моментов — это волнение моря, которое приборы передали очень живо. Честно – смотрел больше на декорации, которые действительно пронимали. И куклы-роботы, конечно.
Оборудование использовалось очень дорогое, и мы вряд ли в России еще увидим такое грандиозное шоу в ближайшее время.
Самая крутая штука во всем шоу, на мой взгляд, — это снежинки, превращающиеся в кольца в самом начале шоу, правда одно из них не открылось. Еще нельзя не отметить трансформацию «Квадрата» Малевича, и действительно оригинальную находку — адресуемые радиоуправляемые диоды, которые создали эффект мерцающих созвездий, эти медальоны с диодами, висевшие на шеях у зрителей, управлялись с помощью специального сервера. Это здорово оживило трибуны.
Вообще — каток это лучшая поверхность для проецирования, и это световое шоу скорее можно назвать панорамой. На трибуны и другие части стадиона ничего не проецировалось, а для мэппинга характерны как раз более рельефные поверхности, которые тоже можно было бы обыграть.
Галя Солодовникова, художник по костюмам, модельер, сценограф
— Постановщики сделали упор на балет, классическую литературу и авангардное искусство 20-х годов, то есть задействовали абсолютные хиты российского культурного экспорта. И сделали это, в общем, достаточно элегантно и интеллигентно. Разнообразие стилей соединяется через световые и визуальные решения общего оформления сцен. В результате все выглядит уместно, а внутри самих картин нет диссонанса. Работала очень профессиональная команда и общая картинка выглядит очень стильно, без откровенной безвкусицы или китча. Даже в том, как постановочно и изобразительно решены изображения куполов, церквей, бояр, есть что-то мультяшное, игровое, добрая ирония. То, что костюмная часть выполнена не как чисто историческая, создает ощущение современного прочтения, дистанции, удачной художественной стилизации. В целом получилось сочное масштабное шоу, выдержанное в современном ключе с вкраплениями стилей разных эпох.
Дмитрий Курляндский, композитор
— На самом деле можно ко многому придраться — какой-то нелепый диджейский сет на выход команд (кроме забавного микса «Тату» и Меркьюри); Дога, заменивший отсутствовавшего Прокофьева; скомканный финал, где почему-то начали повторять по третьему разу уже отзвучавшее. Но, конечно, главное впечатление — отсутствие, казалось неизбежной, попсы и акцент на Стравинском и Шнитке, Малевиче и Кандинском. Конечно, это приятно. Но, в то же время, как-то не по себе становится от того, что норма оставляет впечатление высадки инопланетян на Красной площади.
Как только закончили с балом, как только после благородного XIX века настала смута века двадцатого – все наладилось: и тревожный Шнитке был к месту, и подгоняющий время Свиридов
Анна Гордеева, балетный критик
— Первая балерина страны Светлана Захарова (Большой театр) выписывает мечтательные па в роли Наташи Ростовой; аккуратный кавалер Данила Корсунцев (Мариинский театр) ее надежно поддерживает; самый же яркий танцовщик страны Иван Васильев из Михайловского театра шарашит свои фирменные трюки, превращаясь в лихого гусара (Долохова, может быть?). Балет на церемонии открытия предъявил то, чем страна всерьез может гордиться — но почему-то под музыку Евгения Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» (кто вспомнит сюжет, тот вздрогнет). С музыкой в первой части шоу вообще было непросто: открывалось оно под песню девушек, взятых в плен половцами (из оперы Бородина «Князь Игорь» — «Улетай на крыльях ветра ты в край родной родная песня наша»), то есть, фактически, рабынь; солнце же выкатывали под мотив из «Весны священной» — балета о человеческом жертвоприношении. Но как только закончили с балом, как только после благородного XIX века настала смута века двадцатого — все наладилось: и тревожный Шнитке был к месту, и подгоняющий время Свиридов. Массовка эффектно взаимодействовала с гигантскими механизмами, обозначающими индустриализацию, а уже в быстро наступившее послевоенное время (войну в шоу показывать нельзя в соответствии с олимпийскими правилами) стиляги радостно танцевали на пешеходном переходе. Напоследок в голубя мира превратилась Диана Вишнева с группой коллег – для воплощения образа голубя был использован ее старый номер «Водный цветок» в постановке американского шоумена Мозеса Пендлтона, но в такие важные моменты совершенно не имеет значения, чем флора отличается от фауны. Танцует божественно? Еще бы. Ну и славно.
Павел Родькин, дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, преподаватель Высшей школы экономики
— Выражаясь мемом российского современного искусства: глобальные скептики были посрамлены. Церемония открытия — событие запоминающиеся и очень важное для презентации России в мире не только на эмоциональном, но и на смысловом уровне. Все образы, смыслы, музыка, философия и энергия сконцентрированные в этом глобальном действии на стадионе «Фишт» сформулировали мощное послание: Россия — современная, развитая страна с великой историей и огромными перспективами. Церемония открытия Олимпийских игр – очень праздничная, добрая, даже с некоторой самоиронией (если говорить о форме нашей сборной), и при этом очень яркая, впечатляющая, вызывающая воодушевление и не оставляющая равнодушным. Эти важнейшие коммуникационные функции России удалось реализовать в полной мере. И кстати в полной мере удалось это отразить в эфире «России 1».
Впечатления о церемонии можно выразить одним словом, это — восторг! Технологическое, организационное и эстетическое исполнение открытия, соединившее сразу несколько видов искусств (визуального, пластического, хореографического, театрального, музыкального), поражает воображение и безусловно и безоговорочно превосходит все другие мероприятия подобного уровня и масштаба. Ошибок здесь быть не могло и открытие Олимпийских игр в Сочи прошло без преувеличения – идеально. Ведь Олимпиада является символической составляющей мировой конкуренции, и Россия, безусловно ее выигрывает.
Виталий Манский, режиссёр-документалист, президент фестиваля «Артдокфест»
— Церемония такого рода — очень сложный жанр, из-за различия восприятия публики на стадионе и зрителей телетрансляции. И требования этих двух аудиторий иногда взаимоисключающие. Я могу комментировать только то, что видел на экране телевизора. Сделано все, на мой взгляд, профессионально, стильно, масштабно, технически грамотно. Но, признаюсь, ожидал большего. В некоторые моменты у меня всплывало зрелище самого грандиозного шоу Северной Кореи «Ариран», которое мы недавно там видели. Тоже все очень слажено, синхронно и величественно. Но это величие, в каком-то смысле, является кодом для считывания той системы, которая существует в Северной Корее.
В России я ожидал большей легкости, непредсказуемости, меньше серьезности. Мы являем миру величие почти в режиме оправдания, не позволяя себе самоиронии.
Слухи о группе «Тату» вселяли в меня надежду на меньшую протокольность. Я ждал какого-то эффекта неожиданности, пусть даже провокативной, мне хотелось бы явить миру более свободный и неожиданный образ России. Надеялся, что все будет менее формально. Здесь же набор оказался вполне традиционный: Чайковский, Толстой и космос, — это и так понятно...
Мощно, но за мощью мало свободы, и в нашей стране ее действительно не хватает. Церемония отражает общую философию нашей жизни.
Из прошлых открытий мне более всего понравилась не пекинское, которое все так хвалили, а лондонское. Британия — великая страна, но позволяет себе куда больше легкости и свободы.
Вчера все было, повторю, гармонично, эффектно, достойно, но у меня не возникло того катарсиса, который был в момент отлета олимпийского мишки в 1980-м году. Или дуэта Меркьюри с Монсеррат Кабалье.
Но это не отменяет все возможные комплименты.
Есть странность, которую трудно не заметить: судя по открытию, Гагариным все и закончилось — после него были только спортсмены
Юрий Гладильщиков, кинокритик
— Я не разочарован, хотя, пожалуй, это и не самая зрелищная церемония — например, лондонской, поставленной Дэнни Бойлом, она уступает. Мне понравилось, как был организован выход команд. Обычно это довольно скучный момент, отчасти из-за того, что сборные перекрывают друг друга. У нас каждая команда, даже из двух-трех человек, оказывалась на виду, и это, конечно, было очень эффектно. Некоторые сборные использовали некие ходы — так, немцы, вышли в форме цветов флага сексуальных меньшинств, это считывалось абсолютно точно, и это было забавно. Впрочем, еще более забавно, что наша команда выходила под песню «Тату» «Нас не догонят». Интересно использовали компьютерную графику — насколько помню, такого раньше не бывало.
Что касается общего впечатления — использован тот же ход, что и в Лондоне: церемония рассказывает краткую историю страны. Но, думаю, историю демократической страны рассказывать немного проще, чем недемократичесой, какой является Россия. В итоге все перескоки от язычества к христианству, далее к Петру I, к XX веку были довольно поверхностными. С другой стороны, это естественно. Гимн ведь не может быть о том, что все плохо. А открытие Олимпиады — это своего рода иллюстрация к гимну, рассказывающая о том, какая у нас великая страна. Мне очень понравился весь эпизод с XX веком, с Малевичем и авангардом, свиридовским «Время, вперед», с фестивалем 1957 года, стилягами, Гагариным. Но есть странность, которую трудно не заметить: судя по открытию, Гагариным все и закончилось — после него были только спортсмены. Мы сами признаемся, что ничего выдающегося ни для мира, ни для страны за последние 50 лет в России не произошло. Причем 30 из них — это еще годы советской власти. А за 20 лет современной российской власти нам тоже, оказывается, совершенно нечего предъявить. Это, что называется, оговорка по Фрейду.
Наташа Барбье, главный редактор журнала «Мезонин», президент Объединения декораторов интерьеров
— Я даже представить себе не могла, что на открытии Олимпиады прозвучат имена Родченко, Любови Поповой, Всеволода Мейерхольда... и что последними словами будут строки Окуджавы... мне очень понравилось и я считаю, что это было сделано с большим вкусом для такого массового зрелища. И мне показалось, что соблюден баланс между тем, что рассчитано на мировую публику, и тем, что понятно нам, — типа стиляги, физики-лирики... И война коротко, но выразительной сценой... здорово!
Тем временем в Сети
Три миллиарда телезрителей не только смотрели церемонию открытия, но и обсуждали ее на форумах, и в социальных сетях. Изучив реакцию в других странах, корреспондент «МН» пришел к выводу, что она не слишком отличается от отечественных сетевых дискуссий. С особенным пристрастием везде обсуждают «своих».
Германия
go2dive: Только что увидела костюмы немецкой команды. Боже, какой стыд! Дизайнер застрял где-то в 70-х? Немецкий дизайн одежды теперь на годы станет объектом насмешек.
Fangio: Какой «модельер» несет ответственность за одежду немецкой сборной? В этом пункте мы в командном зачете уже обеспечили себе последнее место!
Augustusrex: Мы создаем так много всего выдающегося. Почему же мы не в состоянии создать приличную спортивную одежду.
Франция
pounpoun: Французская сборная, такая унылая и серая, напоминает сборище контролеров общественного транспорта.
mel8: Все было превосходно: декорация, музыка, постановка, фейерверк, костюмы (кроме костюмов французов, которые напоминали сбежавших из тюрьмы заключенных). Эти игры стоят тех денег, которые на них были потрачены.
forban: Печально, что Олланд отсутствует. К счастью, французский флаг достойно представляет барон де Кубертэн.
Великобритания
Sally O'Donnell: Я наслаждалась церемонией открытия, много культуры, музыки, танцев, но все портил комментатор, мне хотелось, чтобы он просто заткнулся и позволил мне получить удовольствие.
Mandy Smith: Я думала, что смотрю церемонию открытия Олимпиады, а не политическую программу BBC. Будем надеяться, в дальнейшем комментаторы сосредоточатся на спорте.
Hugh Pascoe: Русские очень практичны, они сделали для своей команды костюмы, которые и после Игр можно будет надевать — на Рождество.