Дмитрий Васильев, двукратный олимпийский чемпион (1984, 1988)
Как возникла эта дисциплина?
«Это не искусственное образование, как многие думают. Лыжероллеры — традиционный метод летней подготовки классических биатлонистов. Постепенно в нашем виде спорта становилось все больше стадионов, лыжероллерных трасс, стрельбищ. И возникла идея летом тоже проводить соревнования — только на лыжероллерах. В нашей стране они появились где-то с конца 1970-х, я как раз был на подходе к попаданию в сборную. По масштабу чемпионаты СССР были столь же серьезными, как и зимние, но с одной оговоркой: их рассматривали исключительно как этап подготовки к «настоящим» стартам. Собственно, примерно так же к ним относятся и сейчас — как у нас, так и во всем мире.
Сейчас, насколько я знаю, до половины всего объема подготовки к зимнему сезону занимает бег на лыжероллерах. В сборной СССР мы исходили из 20%, не больше. Мне такое увлечение роллерами не кажется правильным. Потому что это не развивает выносливость, функциональные качества. Бег, бег с палками, имитация — вот это классические методы, при помощи которых достигалась в наше время функциональная форма, и зимой она была гораздо более стабильной. Без таких странных провалов, как сейчас».
На лыжероллерах бегать тяжелее?
«Везде тяжело. Многое зависит от структуры мышц каждого отдельного спортсмена, от его предрасположенности. На снегу — работа ног и корпуса более мягкая. На асфальте — более грубая, более «мускулистая». Соответственно есть те, кому проще бежать на лыжах, а вот на лыжероллерах получается гораздо медленнее. И наоборот. В том числе и поэтому я думаю, что у летнего биатлона должны быть свои звезды, отличающиеся от зимних.
С точки зрения травм и падений летний биатлон опаснее зимнего. Понятно, что, когда ты со спуска летишь в сугроб снега в комбинезоне или на асфальт в одной майке, разница большая. Возьмем недавнее падение на олимпийской трассе в Сочи Максима Цветкова — упади он так летом, костей бы не собрал. В то же время не думаю, что стоит делать отдельные трассы для летнего биатлона. В этом нет ни практического, ни финансового смысла».
Стрелять летом легче?
«Если основываться на своем опыте, то мне всегда было сложнее. Почему-то подходил к стрельбищу с гораздо более высоким пульсом, нежели на лыжах. Зимой, как его ни разгоняй, все равно он как-то легче контролируется. Тут еще такой нюанс, который, возможно, влияет на стрельбу. Другие ощущения. Летом ты практически голый, на тебе одна футболка, а на руках нет перчаток. А зимой кроме перчаток еще два-три слоя одежды. И они немного гасят колебания тела. Мне кажется, так значительно проще. Но это, повторю, мои ощущения».
Лыжероллеры отличаются друг от друга?
«Есть универсальные роллеры нескольких фирм, они самые неприхотливые, к ним все привыкли. Самые популярные — финской фирмы Marwe, на них как раз проводятся чемпионаты мира. В рамках инвентаря одной фирмы разделяются три вида колес: медленные, средние и скоростные. На тренировках выбор колес зависит от целей, а на соревнованиях все, естественно, бегут на быстрых. Но важный момент: такого понятия, как сервисмены, в летнем биатлоне нет — всем участникам организаторы просто раздают по паре лыжероллеров из партии, прошедшей процедуру утверждения. В итоге все в равных условиях. И в этом я вижу дополнительный плюс летнего биатлона».
Стоит ли отдельно развивать летний биатлон?
«Я уверен, что биатлон стоит разделять на два параллельных вида спорта. Для классического биатлона летний этап промежуточный, подготовительный. Спортсмен никогда не станет готовиться к соревнованиям на лыжероллерах отдельно, зачем? В основном на таких стартах люди бегут на фоне усталости, под нагрузками, о высокой скорости и ярких выступлениях не может быть и речи. Поэтому самым насущным вопросом для летнего биатлона становится обособление. У спортсменов должна появиться специализация. И вот если это случится, у летнего биатлона просто колоссальные перспективы. По популярности он будет как минимум не уступать зимнему, хотя бы по причине участия стран из Южного полушария. Международный союз биатлонистов дистанцируется от этой проблемы — им бы с постоянно растущей популярностью зимнего биатлона разобраться. Поэтому надо просто создать отдельное летнее подразделение, которое будет жить своей жизнью».