«Футбольная сказочка»
— Почему вы перестали комментировать футбол?
— Не буду рассказывать подробности. У нас в России культ униженных и оскорбленных. Не хочу жаловаться и выглядеть мучеником. Я получил отлучку от футбола за свое мнение. Ничего страшного. В ссылке оказывались и Пушкин, и Лермонтов... Да все стоящие люди страны либо сидели, либо выдворялись за ее пределы. Это нормально! Я задел футбольные интересы одного из самых влиятельных лиц в стране, целой корпорации. Они такое не прощают. Но я бодр, жив, здоров, не сломлен, комментирую хоккей и регбилиг. А в тридцатые годы я бы за свои слова уже гнил в земле как враг народа. Так что наша эпоха прогрессивна.
— Футбол не комментируете, но регулярно про него пишете — рассказы, скетчи, повести. Почему?
— Футбол — это абсолютно все конфликты и эмоции, встречающиеся в жизни. Но выраженные ярко и красиво. Мировая культура испытывает дефицит тем и сюжетов — все уже описано, идеи сто раз сворованы. А про футбол напишешь — и ты оригинален.
— Кому пришла в голову идея написать футбольный рассказ для Playboy?
— Ничего себе, вы в теме, надо сказать — даже такое помните. Это мой первый рассказ — «Остров футбола». До этого я писал романы и повести — три книги вышло, и я хотел попробовать малую форму. Написал заметку для Playboy, приехал в редакцию, познакомился с главным редактором, разговорились... Я сказал, что у меня есть замысел рассказа. В двух словах изложил. Он мне сразу — пиши, поставим в ближайший номер. Та публикация здорово меня воодушевила, подняла самооценку. Ведь в американском Playboy публиковались великие — Владимир Набоков, Курт Воннегут.
— В своих произведениях вы выступаете в роли создателя игры "футбольный менеджер", сводя на поле одновременно крупных исторических персонажей.
— Впервые эта идея реализована в мультфильме «Как казаки в футбол играли». Наверное, он оказал на меня влияние. После публикации «Футбольной сказочки» мне указали на сценку комик-группы «Монти пайтон» с матчем философов. Действительно, много общего. Но «Монти пайтон» сняли свою историю после украинцев. Так что наши, советские люди первыми придумали футбол с персонажами другой эпохи.
Валерий Газзаев со своим объединенным чемпионатом — это же Хлестаков. В бричке Чичикова! Точно. А при этом «Алания» в долгах и вылетает в ФНЛ
— Вы говорили, что вашим литературным учителем является Николай Гоголь. Как думаете, кого из спортсменов, тренеров или чиновников он наиболее вероятно сделал бы героем очередной повести?
— Валерий Газзаев со своим объединенным чемпионатом — это же Хлестаков. В бричке Чичикова! Точно. А при этом «Алания» в долгах и вылетает в ФНЛ. Хлестаков тоже не мог расплатиться за гостиницу, но уверял, что его произведут в фельдмаршалы и что арбуз у него на столе за семьсот рублей. А у Валерия Георгиевича за миллиард. То ли евро, то ли долларов.
— Среди ваших увлечений — авторское кино. Можете рекомендовать что-то к просмотру?
— В последнее время смотрю фильмы только на тему творчества. И о спорте. Две темы. «Аноним» задел за живое. Фильм о том, что творчество выше славы, выше родины, войны, любви, семьи, религии — выше всего, всего на свете. Выше и сильнее. Из недавнего «Хичкок» — благополучный режиссер закладывает собственный дом для того, чтобы снять новаторский фильм, в успех которого никто не верит. И еще «Римские приключения» Вуди Аллена, «В доме» Франсуа Озона. Все, пора остановиться, а то я могу долго о кино говорить.
— Нет ли желания самому снять фильм по собственному сценарию?
— Вы поставили ножку шкафа на больную мозоль. Я написал сценарий для мульта по мотивам моей «Футбольной сказочки». Только там другой сюжет. Русские гении играют против западных. Не только поэты, писатели, художники и композиторы, но и исторические деятели. Работал в соавторстве с моим другом Димой Ивановым — бывшим гендиректором футбольного «Динамо». Он учился на Высших режиссерских курсах десять лет назад. Так что у нас общие интересы. Переделывали сценарий раз пятнадцать — не меньше. Над каждой деталью долго думали и спорили. Например, как быть со Сталиным? Включать в состав? Решили, что его отчисляют со сборов, так как он нарушает спортивный режим — курит трубку. Сильный образ Достоевского. Он проигрывается в карты перед матчем и куда-то убегает тайком с базы. Его подозревают в том, что он поставил в букмекерской конторе против своей команды. В самой концовке Достоевский забивает рукой. Победный! Судья показывает на центр. Западные гении возмущаются. Тогда судья спрашивает Достоевского: играл рукой или нет. Он в сложном положении — ему нужны премиальные за победу, чтобы частично расплатиться с долгами, его подозревают в предательстве. И в то же время соврать нельзя. Достоевский признается, говорит замечательную фразу: «Русские не могут побеждать нечестно». А завершилась сказка благополучно. Это же комедия. Добрая и веселая. Сценарий понравился Федору Бондарчуку. Он попробовал, как глава кинокомпании, получить финансирование через Министерство культуры. Ведь этот мульт в занимательной форме рассказывает о лучших людях страны. Но что-то не срослось. Может, справедливость все-таки восторжествует и дети когда-нибудь увидят эту историю.
Освоение комментаторской профессии чем-то похоже на средневековое обучение ремеслу
Школа комментаторов
— В России комментаторами зачастую становятся случайно. Существует ли у нас какая-то научная методика, по которой можно пройти обучение?
— Освоение комментаторской профессии чем-то похоже на средневековое обучение ремеслу. Тогда не было учебников — просто дети приходили в мастерскую и получали тумаки, оплеухи и вместе с ними трудовые навыки. И сапожники, и кузнецы, и художники. Сейчас, конечно, бить ученика никто не будет, но потерпеть молодому журналисту придется. Подначки, насмешки и т.п. Важнее всего, чтобы наставник уделял своему подопечному много времени.
— Есть ли какая-то специализированная литература, если не считать «Записок спортивного комментатора» Василия Уткина?
— Не читал эти записки, поэтому ничего не могу сказать об их методической значимости. Молодому комментатору нужна практика и человек рядом, который исправит ошибки и даст совет, в каком направлении развиваться. Невозможно стать комментатором в теории.
— У нас вообще достаточно литературы о спорте пишется?
— Пишется достаточно, но читают ли ее — вот вопрос. Помню, как-то издали хоккейные правила тиражом три тысячи экземпляров, но даже он не разошелся. А ведь судейство все критикуют.
— Какими необходимыми качествами должен обладать комментатор?
— Должен любить русский язык, интересоваться игрой в различных ее проявлениях. Обязательно накапливать статистический и фактический материал для подкрепления собственных выводов. И сейчас еще актуальна эмоциональность. Двадцать лет назад без нее можно было обойтись, а сейчас вряд ли.
Лучшее от комментаторов матчей КХЛ
— Как относитесь к такому жанру спортивной журналистики, как отчеты о матчах? Нужны ли они в современном мире?
— Нет, отчет — архаичный жанр. Есть YouTube, статистика игры и мнение отдельных экспертов — можно выбрать себе по вкусу подходящего. Только, ради Бога, не Бубнова!
— Чего не хватает спортивному телевидению, чтобы быть более популярным в России?
— Не хватает веселости, развлекательности. Не попсовости, а жизнерадостности. Я всегда и везде говорю: спорт — это индустрия развлечений!
Терпимость и прощение
— Вы не раз говорили, что вы — верующий. Связано ли с этим то обстоятельство, что вы практически не допускаете негатива в адрес отдельных спортсменов?
— К сожалению, сейчас вряд ли могу назвать себя верующим. Я не атеист. Агностик, наверное. А спортсменов уважаю за то, что они дают мне радость. Иногда. Они конкурентоспособны на мировой арене. Люди смотрят хоккей и футбол, чтобы отвлечься от повседневности. В жизни и так довольно критики, злобы. Зачем я буду добавлять? Поиронизировать могу, пошутить, но унижать никого не стану. Хотя с чиновниками бываю жесток в оценках. Но они мне могут отомстить — так что мы квиты.
— Как относитесь к резким заявлениям и даже хамству со стороны коллег? Понятно, что каждый имеет право на свою точку зрения, но стоит ли предавать мнение о «Брысь-Калове» и «дерьме в воротах» публичной огласке?
— Старец Паисий Святогорец уподобил людей мухам и пчелам. Пчела везде находит цветы и собирает с них пыльцу. А мухи видят только сточные канавы и дерьмо. Если вокруг человека одно дерьмо, то, может быть, он находится в канализации? А если он оказался в канализации, то, наверное, как раз сам и является настоящей дрисней.
— Считаете ли вы нормальным поведение Романа Широкова и Алана Дзагоева после матчей очередного тура?
— Часто мы на эмоциях делаем то, о чем не хотим потом вспоминать. Дзагоев практически не пьет в жизни, поэтому ему достаточно двух глотков — проверено. И он не врет, когда говорит, что ему шампанское ударило в голову. К тому же после игры, на фоне усталости алкоголь действует значительно сильнее. Алан наверняка в сборной попросит у каждого игрока «Зенита» прощения. Широков был трезв, поэтому его поступок оправдать сложнее. Я полностью поддерживаю его по сути, но не по форме. Сразу после матча списался с Романом по whatsapp, и он сказал, что ему такие жесты тоже не нравятся, жалеет, что не сдержался. Потом он публично извинился — молодец! А извинятся ли перед ним люди, которые доводили его с момента выхода на поле? Сомневаюсь. По итогам всей этой истории он оказался выше их, как мне кажется.
— Легко прощаете людей, говорящих в ваш адрес гадости? Вообще, обращаете внимание на то, что пишут про вашу работу в интернете?
— Дистанцируюсь от критики в интернете, потому что сам себя оцениваю предельно жестко — я перфекционист. И не умею обижаться в принципе. Творческий человек не имеет права размениваться на досаду, склоки, отрицательные эмоции, зависть, ревность и месть.
— Почему удалили свой аккаунт в Facebook?
— Социальные сети отвлекают от дела, от работы. Много лишней информации, избыток общения. Комментатору так же, как и спортсмену, нужна концентрация. Я не смотрю телевизор, не слушаю радио — стараюсь полностью обезопасить себя от отрицательных впечатлений и новостей.
Хоккей, хоккей и еще раз хоккей
— Каким словом можно охарактеризовать выступление сборной России на чемпионате мира?
— Бессмысленное.
— Чего или кого не хватило нашей команде для завоевания медалей?
— Тренерский штаб взял ложные ориентиры. Вместо того чтобы создавать команду из тех, кто есть под рукой, он решил дожидаться прихода спасителей — Малкина, Дацюка, Овечкина. В общем, ловили журавлей, а синиц держали к клетке. Синицы — это Зайцев, Кузнецов, Шипачев. Хорошие игроки, которым не доверяли, не вносили в заявку. Нельзя победить, не веря в тех, кто рядом с тобой. Это я про всех, кто был в распоряжении Билялетдинова.
— Согласны ли вы с высказанными со стороны руководства ФХР претензиями в адрес КХЛ в том, что в условиях лиги игроки не развиваются?
— Это забавно. ФХР всячески ущемляет лигу, буквально прогибает ее под себя, сокращает количество матчей, а потом еще и недовольна.
Только свободное развитие КХЛ, без оглядки на какие-то глобальные интересы и политические задачи поднимет наш хоккей на новый уровень
— Нужно ли КХЛ подстраивать свой календарь под сборную, если в олимпийскую сборную будут включены всего несколько игроков из наших клубов?
— Только свободное развитие КХЛ, без оглядки на какие-то глобальные интересы и политические задачи поднимет наш хоккей на новый уровень. Малкин, Дацюк, Овечкин и Ковальчук формировались как игроки в девяностые, когда хоккей не был инструментом политики и влияния на массы.
— Почему Зинэтула Билялетдинов, в отличие от того же Вячеслава Быкова, не вышел к прессе, чтобы подробно поговорить о том, что случилось?
— Билялетдинов не любит публичность. Он — динамовец, а это спортивное общество исторически было довольно закрытым. Я без иронии и осуждения говорю. Быков хоть и выходил к прессе, но практически всегда вешал ей лапшу на уши. Опять же не осуждаю, а констатирую.
— Не стоило ли тренерскому штабу конкретно на этом чемпионате вообще отказаться от заокеанской помощи? Меньше было бы претензий…
— Претензии были бы во всех случаях, кроме победного. А победа без энхаэловцев вряд ли возможна. Билялетдинову сочувствую. Отличный клубный тренер, которому сверху навязали сборную.
— Самое яркое впечатление от завершившегося чемпионата мира?
— Швейцарцы. Пример того, как хорошая организация внутреннего чемпионата и работа с молодежью приводят к подъему. Приятно удивило — в матче с Канадой главный тренер Шон Симпсон выпустил на буллиты семь разных игроков. Чтобы все почувствовали и доверие, и ответственность. Он готов был пожертвовать одним турнирным очком ради стратегической цели.
— Вам хватает хоккея на «Плюсе»? Ведь, кроме КХЛ и матчей Евротура, нет ни чемпионатов мира, ни Олимпиад, ни НХЛ?
— Надо же иногда отдыхать! У меня еще программа «Шайбомания» на КХЛ-ТВ. Если честно, очень устал. Я весь плей-офф тяжело болел. Только в мае перестал кашлять и температурить.
— Не было желания сменить место работы?
— Если менять место работы, то ради какого-то нового и серьезного проекта. Необычного. Которым еще не занимался.