Запуск «Протона» должен был стать очередным международным коммерческим предприятием российского космического агентства, однако теперь ущерб от потерь может составить не менее 5 млрд. руб.
«Протон-М» стартовал с космодрома «Байконур» вечером 6 августа, и, как предполагалось, утром следующего дня от ракеты-носителя должныбыли отделиться телекоммуникационный спутник «Телком-3» и спутник – «Экспресс-МД2». Но не отделились.
Как сообщили в «Роскосмосе», виновником внештатного завершения полета «Протона» стал разгонный блок «Бриз-М».«7 августа в ходе выведения головной блок (разгонный блок «Бриз-М» и два космических аппарата) не был обнаружен на переходной орбите», – заявилив пресс-службе Федерального космического агентства. По предварительной информации «Роскосмоса», маршевая двигательная установка разгонного блока проработала всего 7 секунд вместо положенных 18 минут. Сигнал с головного блока был принят с аварийной промежуточной орбиты, сообщили в космическом ведомстве. Головная часть оказалась неуправляема, но сопровождалась«средствами «Роскосмоса» и войск воздушно-космической обороны».
Спутники, которые «Протон» должен был вывести на орбиту – плоды международного сотрудничества российской космической отрасли и зарубежных коллег. «Экспресс-МД2» был создан в Центре им. М.В. Хруничева совместно с итальянской фирмой ThalesAleniaSpace и предназначался «для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков в системе спутниковой связи и вещания России». Спутник «Телком-3», который был построен по заказу индонезийской компании РТ TelekomunikasiIndonesiaTbk, был призван обеспечить связь и телевещание в Юго-Восточной Азии. Страховая стоимость первого спутника – 1,17 млрд. руб., второго – 7,5 млн. долл. Теперь, с большой долей вероятности, оба дорогостоящих аппарата потеряны.
Эта неудача «негативно скажется на имидже России как государства, которое гарантирует первоклассные условия по космическим пускам», полагает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Караш. «Для наших потенциальных клиентов это, к сожалению, будет еще одним доводом, чтобы обратиться к конкурентам: китайцам с их носителями «Великий Поход», европейцам с их «Арианами» и американцами с ракетами-носителями Deltaи Atlas», – сказал эксперт. При этом,подчеркивает Караш, проблема не в самом «Протоне-М», а в разгонном блоке «Бриз», который в России является едва ли не единственным средством для выведения спутников связи на орбиту. «За последние 13 лет из 18 запусков с участием «Бриза-М» лишь 12 прошли успешно», – подчеркивает Юрий Караш.
Неудачный запуск «Протона» – первое происшествие такого рода в нынешнем году, однако оно воспринимается как очередной эпизод в череде неприятностей, постигших «Роскосмос» за последнее время. В 2011 году Россия не только опередила «космических» конкурентов – США и Китай – по количеству запусков (32 космических аппарата против 19 китайских и 18 американских), но и поставила неутешительный рекорд по числу неудач – пять запусков завершились «внештатно». Достаточно вспомнить не улетевший «Фобос-Грунт» и транспортник «Прогресс М-12М», разбившийся в горах Алтая.
Глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин, возглавляющий ведомство уже более года, «должен полноценно отвечать за все, что происходит в ведомстве», заявил, комментируя ЧП с «Протоном», глава комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев. Депутат полагает, что для «разбора полетов» и наведения порядка в отрасли Поповкину будет достаточно полугода. «Он в Госдуме был и говорил: дайте мне год-полтора…Давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать», – пояснил Черешнев РИА Новости.
По мнению Юрия Караша, недавняя смена руководства «Роскосмоса», равно как и установка жестких сроков, проблему не решат. «Состояние ракетно-космической программы является отражением общего состояния российской науки и техники – пока наука остается на положении служанки при нефтяной отрасли, «ракетопад» будет продолжаться», – заявил «МН» членкор Российской академии космонавтики.