Джеймс Кэмерондостиг глубины 10 898 м, но не смог покорить самую нижнюю точку дна Марианской впадины — 10 994 м (данные на 2011 год). Впадина образована стыком Тихоокеанской и Филиппинской тектонических плит, дно Тихого океана там «подныривает» под плиту, на которой расположены Филиппины, и именно этот процесс наползания создал самую глубокую выемку из когда-либо известных геологам.
Режиссер фильмов «Аватар», «Титаник», «Терминатор» и, что наиболее интересно в контексте экспедиции, создатель «Бездны» использовал специальную исследовательскую субмарину Deepsea Challenger. На русский язык ее название можно перевести как «Бросающая вызов глубокому морю», и это прямая отсылка к трехмачтовому бригу XIX века Challenger, который в 1875 году провел первые измерения глубины впадины при помощи эхолота. То самое место, которое вошло в учебники географии как экстремальная точка планеты, даже имеет свое имя — бездна Челленджера.
Построенный на деньги британского магната Ричарда Брэнсона, аппарат оснащен сферической кабиной для одного пилота, двухметровой светодиодной панелью для освещения, несколькими прожекторами и оборудованием для трехмерной киносъемки — кадры со дна уже зарезервированы National Geografic для создания нового документального фильма.
Трехмерная съемка в процессе погружения, по словам самого Кэмерона, преследовала не только художественные, но и научные цели. Благодаря тому, что все объекты в поле зрения фиксировались с двух разных точек, ученые получили возможность более точно определять расстояние и размеры — теперь, увидев доселе неизвестную рыбу, можно не гадать относительно ее истинных габаритов даже тогда, когда она попала лишь на несколько кадров.
Еще Deepsea Challenger, как и всякая приличная исследовательская субмарина, имеет руки-манипуляторы: с их помощью можно подобрать интересный объект на дне и доставить его на поверхность в специальном, особо прочном пластиковом цилиндре. «Пойманные так животные после всплытия все еще находятся под большим давлением и при низкой температуре», — говорит Кевин Харди, один из разработчиков аппарата из океанологического института Скриппса (США). Давление внутри глубоководной рыбы Марианской впадины будет превышать тысячу атмосфер, так что внезапное открытие контейнера просто-напросто приведет к взрыву. Даже тонкая струйка воды под таким давлением легко режет металл — именно высокие требования к безопасности послужили одной из причин более чем полувекового перерыва в исследовании бездны Челленджера.
Для безопасности кабину пилота сделали из цельной стальной отливки. Шар получился небольшого сечения — всего лишь чуть больше метра, в полный рост там не выпрямиться даже очень невысокому человеку, но зато прочным. 70% объема субмарины заполнила минеральная пена, отрицательную плавучесть обеспечил одноразовый железный балласт, а гарантию возвращения на поверхность — три независимые друг от друга системы сброса этих железных чушек общей массой 450 кг. Конструкторы уверяли, что любая мыслимая авария скорее приведет к всплытию аппарата, чем к задержке на дне.
В отличие от «Триеста», батискафа братьев Пикар Deepsea Challenger не использует цистерны с керосином в качестве поплавка, поэтому пробоина ему не страшна — минеральная пена даже из пробитого корпуса вываливаться не будет. А еще конструкторы смогли обойти проблему защиты аккумуляторов своего детища — они не стали убирать их в герметичный отсек, залив вместо этого минеральным маслом и убрав в сжимаемый водой пластиковый кожух. Погруженная в несжимаемую и непроводящую жидкость электроника весит меньше, чем герметичные контейнеры, а пробоины опять-таки не приведут к серьезным проблемам в силу отсутствия резкого скачка давления.
Всплытие на поверхность со дна заняло у Кэмерона всего 70 минут, и создатели батискафа подчеркивают, что благодаря повышенной оперативности можно не опасаться и капризов погоды — в случае внезапного штормового предупреждения экстренное всплытие не займет много времени. Вопросам безопасности представители National Geografic в принципе уделили повышенное внимание — после ознакомления со всеми материалами даже возникает ощущение, что речь идет о не об исследовательском батискафе, а едва ли не о туристическом проекте, рассчитанном на массового потребителя.
Впрочем, это вполне в духе современных тенденций. На смену неуклюжему «Триесту» массой 150 тонн пришла субмарина, словно сошедшая с экрана фильмов Кэмерона — с трехмерными камерами, прожекторами под стать киностудии и сенсорным экраном на пульте управления. После эффектного погружения знаменитого режиссера нам обещают не только эффектный кинофильм, но и полноценную программу научных исследований. Как это, к слову, уже было после погружения Джеймса Кэмерона к «Титанику» на российских аппаратах «Мир» в 1995 году.
Бездна в формате 3D
Джеймс Кэмерон достиг самой глубокой точки океана
Наверх