Маринеско без мифов. Начало
Родился 15 января 1913 года в Одессе. Плавал матросом. В 1933 году окончил Одесский морской техникум и стал помощником капитана на пароходе «Красный флот». Однажды осенью того же года, когда Маринеско стоял на вахте, произошел случай, круто изменивший его судьбу. Маринеско обнаружил на горизонте точку, оказавшуюся терпящим бедствие торпедным катером, на котором находилось высокое военно-морское начальство. За это он получил благодарность командующего Черноморским флотом и месячный оклад от пароходства. Через несколько дней был призван на флот и по окончании годичных курсов комсостава РККФ в ноябре 1934 года назначен на подлодку типа «Щ» Балтийского флота.
В 1938 году он становится помощником командира подводной лодки, а через полгода командиром подводной «лодки-малютки» М-96, на которой в звании капитан-лейтенанта встречает войну.
За потопление в августе 1942 года немецкого транспорта «Хелена» (водоизмещение 7000 т) Маринеско был награжден орденом Ленина. Осенью 1942 года М-96 высаживает в глубоком тылу врага диверсионную группу. 14 апреля 1943 года Маринеско назначают командиром средней подлодки С-13. В октябре-ноябре 1944 года С-13 под его командой совершает боевой поход, в котором топит немецкий транспорт «Зигфрид» (5000 т), за что Маринеско получает орден Красного Знамени.
11 января 1945 года С-13 под командой Маринеско выходит из Ханко в боевой поход и 30 января в Данцигской бухте тремя торпедами отправляет на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» (24 500 т), а 10 февраля двумя торпедами топит транспорт «Генерал фон Штойбен» (14 660 т) .
Загадка новогодней ночи
С-13 должна была выйти в поход в первых числах января. Однако ее командир Маринеско, отправившийся с разрешения начальства в увольнение, якобы оказался в городе Турку (60 км морем), встретил там новый 1945 год в ресторане гостиницы и остался там ночевать, проведя ночь с ее хозяйкой — молодой шведкой.
Хотя Маринеско явился на лодку из новогоднего увольнения с опозданием всего на несколько часов, С-13 вышла в поход лишь 11 января 1945 года, после того как советскому командованию стало известно о задержке выхода в море «Густлоффа», который, по моему мнению, и был конкретной целью этого похода.
Вполне можно предположить, что советское командование заранее знало время выхода «Густлоффа», но оно внезапно изменилось, и надо было найти какой-то конкретный повод для задержки С-13 на базе — но так, чтобы при этом никоим образом не раскрыть связь с источником этой сверхсекретной информации и не дать немецким спецслужбам зацепку для его раскрытия.
Я предполагаю такую версию событий: зная лихой характер Маринеско, командование или СМЕРШ предложили ему разыграть вариант, объясняющий опоздание из увольнения «гусарским загулом» в новогоднюю ночь. Естественно, при этом ему было приказано держать все это в абсолютной тайне.
«Атака века»
«Вильгельм Густлофф» был легко обнаружен подлодкой С-13, так как в течение последних двух часов до своей гибели шел с включенными сигнальными огнями. С-13 против обыкновения атаковала «Вильгельма Густлоффа» в надводном положении, произведя торпедный залп из всех четырех носовых аппаратов с небывало близкого (и даже опасного для подлодки) расстояния — двух кабельтовых, то есть 370 м. Именно поэтому три выпущенные торпеды попали точно в цель, поразив силовые установки «Густлоффа». Четвертая торпеда застряла в торпедном аппарате подлодки. Залп был осуществлен в 23.08. В результате лайнер затонул за 3–4 минуты — по записи А. Маринеско в «Истории КПЛ С-13», за 24 минуты — как пишут в большинстве публикаций, за 1 ч 02 мин. — по немецким данным.
Из 8 тыс. пассажиров «Вильгельма Густлоффа» спаслись лишь 998 человек
20 февраля 1945 года в шведской газете «Афтонбладет» была напечатана заметка о потоплении «Густлоффа». «На дне — немецкое судно более чем с 7 тыс. пассажиров... Четыре немецких транспортных судна потоплены русскими морскими охотниками. Из 8 тыс. пассажиров спаслись лишь 998 человек. На корабле находились 3700 курсантов-подводников, которые прошли обучение для запланированной подводной войны, и свыше 4 тыс. беженцев с Востока».
Историк И. Калмыкова уточняет цифры и детали: «На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 9 тыс. человек, в том числе 22 высокопоставленных партийных чиновника из польских земель и Восточной Пруссии, генералы и старшие офицеры РСХА (ведомство Гиммлера), батальон службы порта из войск СС численностью 300 человек, а главное — 3700 унтер-офицеров, выпускников школы подводного плавания и сто командиров подводных лодок, окончивших специальный курс обучения».
К этому можно добавить, что в наши дни экскурсоводы в бывшем лагере смерти Освенцим рассказывают, что при наступлении советских войск руководство, охрана и сотрудники лагеря, широко практиковавшие опыты над людьми, в том числе изучая их выживаемость в ледяной воде, эвакуировались из Польши на лайнере «Вильгельм Густлофф». Первая же торпеда советской подлодки взорвалась в районе их размещения на судне, буквально разорвав многих на куски, другие же закончили свою жизнь в ледяной воде.
Возвращение С-13 на базу
Помню, что, прочитав книгу Александра Крона «Капитан дальнего плавания», изданную в 1984 году, я был очень удивлен тем, что эпизод встречи подлодки С-13 на базе в Турку после январского похода 1945 года был описан совершенно не так, как он отложился у меня в памяти. В книге ее встречал командир дивизиона подводных лодок А. Орел, который «сойдя на лед, крепко обнял Маринеско», а потом «был и банкет с традиционными жареными поросятами, и дружеские объятия, и многозначительные намеки на предстоящие высокие награды».
В моей же памяти сохранились связанные с этим возвращением невероятные события, о которых 22 года назад мне рассказывал Борис Александрович Краснов — капитан 2-го ранга запаса и бывший командир подводной лодкиОн утверждал, что слышал эту историю лично от командира подлодки С-13 Александра Маринеско.
Когда лодка подошла к пирсу порта Турку, ее вообще никто не встречал, и оскорбленный Маринеско дал команду на погружение
В конце 50-х — начале 60-х годов в Кронштадте на современных подводных лодкахпроходили встречи подводников Балтики, участников Великой Отечественной войны. На двух таких встречах присутствовал А.И. Маринеско, при этом он неоднократно заходил в гости в каюту Бориса Александровича. Краснов открывал сейф, извлекал емкость со спиртом, разливал его по стаканам. Чокнувшись, Маринеско свой стакан не опрокидывал, а расстегивал пиджак и рубашку, доставал из кармана стеклянную воронку, вставлял ее в какое-то отверстие в животе и вливал свою порцию спирта через эту воронку — у него к тому времени была удалена часть пищевода. После этого начинались воспоминания и долгие разговоры о войне. Однажды Маринеско и рассказал о том, как встречали подлодку С-13 после январского похода.
Когда лодка подошла к пирсу порта Турку, ее команде вопреки традиции не только не поднесли жареных поросят числом, равным количеству потопленных в походе кораблей противника, но подлодку вообще никто не встречал, и оскорбленный Маринеско дал команду на погружение, положил лодку на грунт рядом с пирсом, после чего приказал выдать команде алкоголь и объявил праздник в честь боевого успеха в походе. Потом с пирса к лодке неоднократно спускали водолаза, который гаечным ключом выстукивал по обшивке приказ командования о немедленном всплытии, на что получал краткие и резкие ответы стуком изнутри. Когда же лодка наконец всплыла и пришвартовалась, начались серьезные разборки с участием командования, политотдела и СМЕРШа. Однако, несмотря ни на что, учитывая уникальные боевые результаты январского похода С-13, ни ее командира, ни членов команды к ответственности привлекать не стали, но награды снизили на несколько категорий: так, Маринеско вместо звезды героя получил орден Красного Знамени.
Должен заметить, что факт существования этой версии возвращения С-13 на базу после январского похода по сей день широко распространен на флоте. На мой взгляд, именно этот невероятный эпизод и стал причиной всех последующих неприятностей А.И. Маринеско и гонений на него.
Засада
Хотя есть и иные версии. У Маринеско были все основания предполагать, что его благополучного возвращения из этого похода просто не ждали. Дело в том, что на обратном пути точно на выданном командованием маршруте С-13 поджидала засада! Исследователь В. Шурыгин в публикации «Великий Маринеско» пишет: «Субъективно и объективно было сделано, а точнее, сложилось так, что С-13 из этого похода вернуться не могла... На возможном фарватере или курсе отхода ее поджидала засада... С-13 шла на оптимальной глубине, но ее на глубине и ждали! Поклониться в ноги надо акустику Ивану Шнапцеву, который услышал подводную опасность и отслеживал ее так, что она была как бы практически видна. И она, и выпускаемые ею торпеды. Девять торпед! Несколько часов шел тот подводный поединок».
Лодка под командованием Маринеско выиграла и этот нежданный бой, уклонившись от всех торпед неведомого противника. На базе никто лодку Маринеско не встречал, в том числе и обещанный ледокол, и значит, он вполне мог дать команду лечь на грунт возле причала или плавбазы. И этот «знак протеста» был вызван не тем, что вернувшуюся на базу С-13 в нарушение канонов подводного флота никто не приветствовал, а тем, что ее в условленном месте не встретил ледокол и она просто могла погибнуть. А может, ледокол потому и не вышел навстречу, что на маршруте С-13 подстерегала неизвестная подлодка и лодка Маринеско вообще не должна была вернуться на базу? Может, Маринеско поэтому и положил свою лодку на грунт возле стоянки и целые сутки не всплывал, чтобы вся база узнала, что С-13 с экипажем вернулась в целости и сохранности, а значит, в этом походе с ней уже ничего больше случиться не может?
Тогда этим беспрецедентным и нелепым на первый взгляд поступком Маринеско спас свой экипаж от гибели. Но, возможно, этим же поступком Маринеско заработал стойкую, долго не проходившую ненависть командования, не сумевшего исполнить чье-то указание о ликвидации подводной лодки, которая выполнила секретное задание особой важности — потопила немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», вывозивший из Восточной Пруссии огромный «Восточный архив», в том числе документы о тайном предвоенном советско-германском сотрудничестве
Маринеско без мифов. Окончание
20 ноября 1945 года старший лейтенант Маринеско был уволен в запас. В 1946–1949 годах работал старшим помощником капитана на судах Балтийского пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности, наказание отбывал в Ванино. В 1951–1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон». Скончался в Ленинграде 25 ноября 1963 года. 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.