По данным главы комиссии Мосгордумы, в прошлом году математику не сдали 507 московских выпускников, а русский — только 20 человек.
Иван Ященко, глава федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике, исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования
— Ситуация, когда все сдают один и тот же ЕГЭ, абсолютно бессмысленная. Ассоциация учителей математики Москвы уже предлагала ввести три уровня математического образования. Будущие экономисты, математики, физики — те, кто собирается поступать в ведущие вузы, должны сдавать ЕГЭ по математике на самом высоком, творческом уровне. Инженеры и квалифицированные рабочие — на втором, прикладном. А человеку, который не собирается использовать математику в своей будущей профессии, но тем не менее хочет быть успешным в современном обществе, хватит и базового уровня.
При этом вовсе не обязательно сдавать ЕГЭ после 11-го класса. Я уверен, что необходимо разрешить делать это и после 10-го — это снизит напряженность в обществе. Надо разрешить сдавать его так же, как TOEFL (международный экзамен по английскому языку. — «МН»), — в любой момент. Государственная аттестация после 9-го класса при этом должна образовывать с ЕГЭ единое целое. Человек должен иметь возможность сдать экзамен на базовом уровне после 9-го класса, на втором — после 10-го, а на третьем — если захочет, после 11-го. А если он что-то не сдал, у него должна быть возможность спокойно это пересдать через полгода-год.
Мы подробно анализировали результаты людей, не сдавших ЕГЭ, — это люди, которые не могут посчитать сдачу в магазине
Разные уровни сдачи ЕГЭ должны быть введены как можно быстрее, потому что проблема назрела давно. И она не в том, что школьников заставляют сдавать госэкзамен, а в том, что некоторые наши выпускники не умеют решать не то что логарифмические уравнения или задачи по теории вероятности (их большинство решает как раз очень хорошо), но и гораздо более простые задачи. Те 507 человек, что не сдали ЕГЭ по математике в Москве в прошлом году, — на самом деле это очень небольшой процент. Мы подробно анализировали их результаты — это люди, которые не могут посчитать сдачу в магазине или сколько таблеток нужно взболтать в бутылочке маленькому ребенку.
Выходит, что человека зря учили десять лет. Половина уроков в школе является полной профанацией — в этом виновата программа и учебники. В этом году в ЕГЭ будут довольно существенные изменения — в нем выделены десять задач: та самая математика для жизни. Примеры этих задач можно посмотреть в демоверсии экзамена на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), так что бояться, а тем более отменять экзамен по математике не нужно — его надо делать понятным, разумным.
Михаил Поваляев, директор Филипповской школы и учитель истории
— Отмена экзамена по математике — это антиинтеллектуальный выпад. Тут можно было бы поиронизировать в адрес депутатов: наверное, про себя они знают, что не сдали бы такой экзамен. Но была бы моя воля, я ЕГЭ по всем предметам отменил бы или сделал добровольным. Мне кажется, нужно дать учителям и ученикам больше свободы сдавать или не сдавать экзамены, чтобы каждая школа могла устанавливать свои экзамены. Появились бы альтернативные системы аттестации, и вузы могли бы выбирать, из какой школы они возьмут выпускника и без экзамена, а из какой — с экзаменом. Тотальное недоверие, на котором до сих пор основана наша образовательная политика, очень пагубно для учебы.
Евгений Ямбург, директор центра образования №109, заслуженный учитель РФ
— Это просто популизм, подготовка к новой избирательной кампании. Есть два обязательных экзамена — русский и математика, и их будет два, это федеральный образовательный стандарт. Это не в компетенции Московской городской думы.