Мария Штейнман кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики общественных связей, заместитель декана факультета истории, политологии и права РГГУ
1. Король Артур — герой рыцарских романов
Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века: учебник для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996
Формально учебник предназначен для старшеклассников. На деле же это лучшее изложение сюжета о короле Артуре. Авторы четко и ярко раскрывают нам практически все — зарождение и эволюцию сюжета в цикле романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, тайну рождения и несколько вариантов расшифровок имени Артура. Рассказывается там и о печальном браке короля с дамой по имени Гвиневера, она же Гиневра, она же Женевьева.
Сюжет об Артуре помещен в причудливый контекст кельтских мифов и средневековых хроник, исторических фактов и политической конъюнктуры.
Складывается ощущение, что само упоминание Артура в рыцарских романах и летописях того времени вызвано необходимостью укрепления династии Плантагенетов в Англии. Так, в одном образе смешались черты мифологического героя, отважного рыцаря и идеального короля.
2. Главный источник информации о короле Артуре
Мэлори Т. Смерть Артура. М.: Наука, 1993
Книга вышла в 1485 году, написана в тюрьме осужденным за разбой рыцарем-авантюристом (по другой версии — искателем справедливости и правдолюбцем) сэром Томасом Мэлори. Роман представляет собой уникальную компиляцию всех известных тогда сюжетов, переработанную автором так, чтобы создать целостную картину. Именно здесь содержатся истории о волшебнике Мерлине и его судьбе, о чудесном мече, о священном Граале, о сводной сестре Моргане, чьи колдовские козни привели к рождению Мордреда (одновременно сына и племянника Артура), ставшего потом причиной гибели короля…
Особое место в этом издании из серии «Литературные памятники» принадлежит великолепным комментариям переводчика Инны Бернштейн.
Они являются самостоятельным исследованием, которое читается как научный детектив.
3. Артур: человек или миф
Matthews John. King Arthur: Dark Age Warrior and Mythic Hero. New Yourk: Dandom House, 2004
Книга Джона Мэтьюза — это визуальный путеводитель по миру короля Артура с V и до XXI века. Открывается он сакраментальным вопросом: «Артур: человек или миф?», по сию пору актуальным для каждого истинного англичанина. Затем следуют главы, посвященные загадочному происхождению Артура, его наставнику Мерлину, созданию Круглого стола, поискам Грааля и финальному отплытию Артура на остров Авалон.
Роскошные иллюстрации заслуживают отдельного внимания. Это и миниатюры из летописей, и старинные гобелены, и графика знаменитого Обри Бердслея. А заканчивается книга коротким экскурсом в современную массовую культуру, где также встречаются аллюзии на короля Артура и его рыцарей: «Звездные войны», «Стар Трек», «Вавилон 5».
4. Король Артур в зеркале истории
Андреев М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М.: Наследие, 1993
Автор констатирует тот факт, что первоначально истории о короле Артуре были написаны норманнами на старофранцузском языке и были известны в основном при дворе. Лишь эпоха Возрождения дает шанс созданию текстов на английском языке. С точки зрения ученого, этот процесс свидетельствует о вульгаризации романа, который утрачивает французский аристократизм. С другой стороны, расширился круг читателей, куда вошли образованные состоятельные горожане. Соответственно изменилась и проблематика.
Андреев показывает нам, как Томас Мэлори трансформирует известные сюжеты о рыцарях Круглого стола, о которых ранее писал Кретьен де Труа. Он также убежден, что Мэлори изменил и любовную линию романа, подчеркнув бесплодность неразделенного чувства. По сути дела, именно автору «Смерти Артура» мы обязаны первой попыткой изобразить настоящую, а не формально-куртуазную любовь.
5. Мифологические и реальные двойники короля Артура
Михайлов А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы. М.: Языки славянской культуры, 2006
Серьезное научное исследование, где рассматриваются прообразы короля Артура в ирландских и валлийских сагах. Сам автор называет это «Артуром до Артура». Ирландский эпос «Мабиногион» содержит множество линий, которые представляют собой культурные параллели артуровскому циклу. Есть там прообразы и Мерлина, и рыцарей Круглого стола. Это тоже своего рода идеальный мир, но лишенный рыцарской воспитанности.
Михайлов тщательно анализирует реальные исторические источники VI–VIII веков. В результате выясняется, что историческим прототипом короля Артура был реальный предводитель одного из кельтских родов, которому после ухода римлян из Британии удалось на некоторое время сдержать натиск англосаксов, хлынувших с континента на остров.