Возможность получить настоящую профессию всего за два года становится все более популярной в России, считают специалисты рекрутингового портала Superjob.ru, чей исследовательский центр в конце июня опубликовал итоги опроса родителей выпускников 11-х классов со всей страны. Лишь 58% респондентов заявили, что их ребенок собирается продолжить обучение в вузе (в 2010-м таких было 80%). Техникумы и колледжи, по словам родителей, выбрала пятая часть (20%) выпускников — два года назад таких было 8%. Еще 17% утверждают, что их дети пока не определились с выбором, а 4% сказали, что просто ничего об этом не знают.
Колледжи пошли в рост
Продолжат ли сегодняшние абитуриенты «рабочие династии», как пожелал этого в начале лета глава новой партии «В защиту человека труда», полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, пока неизвестно — приемная кампания в учебных заведениях еще не закончилась. Впрочем, в феврале этого года директор московского департамента образования Исаак Калина также сообщил, что по крайней мере в столичных колледжах за последние годы число поступающих выросло на 8%, и сейчас «средний конкурс в учреждения СПО составляет почти два человека на место».
Как рассказала «МН» замдиректора по учебно-производственной работе Московского строительного колледжа Елена Соловьева, в 2011 году конкурс на направления «архитектура» и «экономика» составил 1,2 человека, а самым востребованным оказалось «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», где было 2,2 человека на место. «Госзаказ всегда выполнялся», — отметила тот факт, что незаполненных бюджетных мест не оставалось, и заместитель директора по производственной работе Политехнического колледжа 12 Мария Тимонина. При этом, по ее словам, в большей степени заметно увеличение популярности таких введенных в 2011 году специальностей, как «компьютерные сети» и «информационные системы», этим летом число заявлений выросло сразу на 20%.
Директора региональных средних специальных учебных заведений изменений в динамике набора в последние годы не заметили. «Увеличения числа абитуриентов не было, были «ямы», — рассказал «МН» директор Екатеринбургского монтажного колледжа Александр Ханин. «Сказывается демографический спад, комплектуемся, как и в прежние годы, полностью, но без особого конкурса», — отметил и глава Уральского политехнического колледжа Виктор Тыринов. Лучше всего, по его словам, заполняются технические специальности, с ними «трудоустраиваются все выпускники», а вот среди экономистов и бухгалтеров бывает до шести-восьми человек, не нашедших работу после получения диплома.
Чуть дешевле высшего
Не будет проблем с трудоустройством и на столичном рынке труда — квалифицированные рабочие сегодня очень востребованы, рассказала «МН» начальник отдела взаимодействия с предприятиями центра занятости Центрального административного округа Москвы Ольга Соколова. По ее словам, в таких отраслях, как строительство, производство и здравоохранение, за последние два года число вакансий увеличилось более чем в два раза. При этом, по данным центра, зарплата, на которую могут претендовать обладатели дипломов о среднем профессиональном образовании, составляет 18–20 тыс. руб. «Это всего на 2–5 тыс. меньше предложений по зарплате выпускникам вузов», — утверждает Соколова.
Чуть большие цифры приводит рекрутер лизинговой компании АНКОР Альбина Наумян. Больше всего, по ее словам, столичным предприятиям нужны так называемые «конвейерные» специалисты — операторы фасовки, процесса, линии, по сбору оборудования и т.д. В пищевом производстве, автомобилестроении, производстве технического оборудования уровень оплаты труда данных специалистов варьируется от 20 тыс. руб. до 26 тыс. до вычета налогов, указала Наумян.
В политехнических колледжах Москвы самой востребованной сегодня называют специальность станочника по металлообработке. «У нас вся оборонка их просит — и широкого профиля, и программного управления», — заявил «МН» глава московского политехнического колледжа 13 им. П.А. Овчинникова Николай Селенков. «И станочник за 15 тыс. работать не будет», — уверен директор. По его словам, «начальная зарплата (у такого специалиста. — «МН») в НИИ автоматики — 45 тыс. руб. И буквально через два-три месяца она доходит до 70 тыс.». Фрезеровщики на заводах, по его словам, получают 50–60 тыс. рублей.
Представитель политехнического колледжа 12 готова поспорить с коллегой. В беседе с корреспондентом «МН» Мария Тимонина отметила, что столь высокий уровень зарплат лишь у опытных специалистов. «Станочники востребованы нашими партнерами, но станочник 3-го разряда получает 12–16 тыс. руб. — это та зарплата, которая изначально предлагается выпускнику», — указала она. Повысить свой разряд он сможет спустя четыре месяца, а чтобы такой специалист стал действительно квалифицированным, «ему нужен колоссальный опыт». По мнению Тимониной, наладчики компьютерных сетей или сварщики уже в самом начале практики могут рассчитывать зарплату в 25 тыс. рублей.
Специалист, а не специальность
Рабочие на Урале, где за пополнение рядов пролетариата так ратует полпред Холманских, нужны не меньше — так, по данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области, в первом полугодии 2012 года потребность в рабочих, например, в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности превышала предложение в 1,7 раза. Отчасти это подтверждает тезис Холманских о том, что «стране нужны люди рабочих специальностей». Вместе с тем, как заметил «МН» директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, «потребность есть не в специальностях, а в отдельных очень хороших специалистах, на подготовку которых сами работодатели по разным причинам не готовы раскошеливаться».
Уровень зарплат, на который сегодня могут рассчитывать рабочие на Урале, не слишком высок. В строительстве, по данным департамента, в среднем он составляет около 23 тыс. руб. для занятых в экономике, около 15 тыс. — на тех вакансиях, что предлагаются безработным. Директора уральских колледжей тем не менее отмечают, что все их выпускники востребованы. Так, с дипломом политехнического, по словам Виктора Тыринова, выпускники идут на такие крупные предприятия, как ОАО «Вектор», «Уралмаш», «Верх-Исетский металлургический завод» (ВИЗ), получают «от 16 тыс. руб., в районе 20 и выше». Выпускники монтажного колледжа, как рассказал Ханин, «работают везде — раньше это были нефтеперерабатывающие заводы, сейчас возводят самые красивые объекты Екатеринбурга и области.
Представители кадровых агентств также отмечают дефицит «людей труда» на Урале. «Рабочие специальности в УрФО, а в особенности в Екатеринбурге, Челябинске и в данных областях, по рейтингу востребованности находятся на втором-третьем месте», — указал менеджер по развитию рекрутингового агентства «Люди дела» Александр Непочатов.
В то же время, как подчеркнула директор челябинского кадрового центра «Бюро бизнес-услуг» Людмила Соколова, «дефицит номер один — это менеджеры по продажам». «Если три-пять лет назад компании говорили: дайте нам человека на эту позицию только с высшим образованием, то сейчас они уже не столь категоричны», — отмечает Соколова. По данным «Людей дела», менеджеру по продажам строительных материалов хватит диплома архитектурно-строительного колледжа, по продажам электрооборудования — любого, где есть специальность «Электротехника». Небольшие компании с «несложным» продуктом, по словам Непочатова, и вовсе больше внимания обращают «на потенциал кандидатов, их личностные качества, обучаемость и желание трудиться, нежели на специальность, полученную в учебном заведении». А зарплаты в торговле пока выше, чем в промышленности
«В колледжи идут, чтобы не сдавать ЕГЭ»
Ирина Абанкина, руководитель Института развития образования Высшей школы экономики:
Подростки действительно стали чаще заканчивать обучение в школе после 9-го класса. Последние годы мы наблюдаем незначительный рост (около 8%) поступающих в средние специальные учебные заведения (ССУЗы). Однако, причина тому вовсе не изменившийся имидж рабочих специальностей и их востребованность рынком труда. Скорее, это явление объясняется кривизной образовательного пути современного подростка. К примеру, большинство отучившихся в техникумах и колледжах дальше идут в вузы, не сдавая единого госэкзамена, обязательного для выпускников средних школ. Кто-то учится четыре года и поступает на второй курс вуза, «теряя» при этом один год, у кого-то трехгодичная программа, но и она дает возможность поступать на второй курс.
И такая лазейка в обход ЕГЭ становится все более модной у молодежи. Возможно, что-то изменится с 2013 года, когда государственная итоговая аттестация (ГИА) станет обязательной после девятого класса. И это будет совершенно серьезный выпускной экзамен, с более серьезным отношением к нему, нежели сейчас.
Выход же на рынок труда среди выпускников ССУЗов минимален. Колледжи и техникумы в большинстве своем отпугивают молодых людей и их родителей низкоквалифицированными кадрами и крайне отсталой инфраструктурой. Мало современных лабораторий и техники.
Особенно меня резанула разница между самыми обычными представителями начального и среднего профобразования в России и Китае, где я недавно изучала эту отрасль. Тамошние колледжи, которые готовят специалистов только для сферы сервиса, выглядят не только лучше наших аналогов, но и лучше Высшей школы экономики, где я работаю. Если это обучение банковских клерков, то для студентов воссоздается настоящее банковское отделение. После такого курса можно сразу приступать к работе. Если это телекоммуникация, то у ребят есть свой телеканал.
Как будет развиваться среднее профобразование в России, можно понять по «Стратегии-2020». Во-первых, будут развиваться краткосрочные программы обучения — трехмесячные, полугодичные. Не всем молодым людям нужно и обучение общим школьным предметам, они будут получать лишь специальность. Но это возможно будет сделать, после того как будет перестроена школьная система. Для тех, кто не исключает получения высшего образования впоследствии, и тех, кто планирует менять профессию, разработан прикладной бакалавриат.
Но вне зависимости от образовательных реформ нынешнее деление на начальное и среднее профобразование будет существовать до 2017 года, поскольку с момента принятия закона «Об образовании» должно пройти пять лет, прежде чем страна перейдет на новые уровни.
«Техникумы должны решать проблемы рынка труда, а не вузов»
Виктор Демин, президент Ассоциации ССУЗов России:
Конкурс на место в средних специальных учебных заведениях в последние годы понемногу, но растет. В среднем по стране в этом году конкурс на поступление составит 2,5–3 человека. Наиболее востребованы такие специальности, как машиностроение, IT и информационная безопасность, строительство, добывающая промышленность, транспорт и сфера услуг.
Сколько девятиклассников придет в этом году, пока неясно, прием заканчивается 20 августа. Но в любом случае, количество бюджетных мест (около 500 тыс. по всей России) не уменьшается. Но если в ближайшие годы карьерные устремления подростков не поменяются, то из-за демографической ямы общее количество учащихся в техникумах уменьшится примерно на 20%.
При этом рынок труда продолжит нуждаться в «синих воротничках» — экономика наша устроена так, что от 60 до 80% вакансий приходится именно на квалифицированные рабочие специальности и людей для сферы услуг. То есть на наших выпускников.
Безусловно, не все сейчас идут в ССУЗы, чтобы потом сразу «выйти в жизнь», пойти работать сразу после получения диплома. Многие у нас «укрываются» от ЕГЭ. Однако, по моим данным, за последние три года только 30% выпускников шли дальше учиться в вуз. И к тому же стоит отметить, что они могут продолжать учиться на следующей ступени по своей же специальности. В ином случае, им надо сдавать вступительные экзамены.
Сейчас ССУЗы сильно видоизменяются. В ходе реформы образовательной сферы их включают в структуру вузов: где-то они становятся подготовительными отделениями университетов, где-то первыми ступенями получения образования, а где-то и просто ликвидируются и размываются.
Но колледжи и техникумы должны решать проблемы рынка труда, а не помогать преодолевать трудности вузов. Сейчас, когда вводится прикладной бакалавриат, техникумы сами нуждаются в финансировании. Оно уменьшается, все сложнее сохранять кадры. Но еще большая проблема — с технической базой. Учить негде и не на чем. В последние 15–20 лет не было принято ни одного серьезного закона или решения для поддержки и развития среднего профобразования.