На вопросы «МН» об объединении школ ответил руководитель пресс-службы департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ.
— Почему столичные власти решили объединять лучшие школы с худшими?
— В ноябре 2011 года мы запустили электронную систему регистрации будущих первоклассников. Сейчас 99,5% всех записавшихся в системе уже зачислены в школы. В этом году прием в популярные школы прошел без привычного ажиотажа. Такие школы постарались максимально удовлетворить запросы родителей. Вместо запланированных двух классов самые востребованные школы смогли набрать 4–6, а, к примеру, в 57-й школе вообще восемь классов. Кроме того, система показала нам, сколько людей стремится поступить в ту или иную школу и какие школы люди обходят стороной. В 82 школах не смогли набрать ни одного первого класса. Получился такой народный антирейтинг. Родителей не устраивает качество обучения в этих школах. Причем результаты этого антирейтинга совпали с нашим прошлогодним осенним рейтингом учебных достижений учащихся школ. То есть у этих 82 школ проблемы не только с набором первоклассников в этом году, но и с качеством обучения в целом.
— Что дает укрупнение сильным школам?
— В школах повышенного спроса становится тесно. Причем не только в плане помещений. Присоединение соседних школ дает передовикам возможность создать полноценное профильное обучение. Ведь в школах с двумя параллелями деление на профили зачастую простое: дети, которые умеют решать задачки, идут в физматклассы, которые не умеют — в гуманитарии. А с появлением новых помещений и нескольких параллелей появляется возможность перехода к полноценному профильному обучению в соответствии с интересами ребят. Кроме того, после перехода школ на нормативно-подушевое финансирование из-за увеличения количества детей в сильной школе растут финансовые возможности. В том числе зарплата учителей.
— А какая польза от укрупнения для присоединяемых школ?
— Едва ли кто-то из москвичей против того, чтобы их ребенка стали учить лучше, чтобы с ним работали талантливые учителя. Мне приходилось слышать, что дети из слабых школ необучаемы. Это неправда. Если это не ребенок с особыми потребностями, любой опытный педагог скажет, что нет необучаемых детей, нужно только найти к нему подход. Особенно если мы говорим о первоклассниках. Необходимо менять администрацию школ, где сложилась такая плачевная ситуация. С некоторыми, но не со всеми, учителями придется расставаться. Должны прийти хорошие учителя, тем более что в Москве проблемы с педагогическими кадрами нет. Желающих работать в школе достаточно.
— Тем не менее родители из школ повышенного уровня недовольны укрупнением. Они не хотят, чтобы их дети учились вместе со сверстниками из школ-аутсайдеров. Например, родители из школы №1223 протестовали и добились своего — объединение отменили.
— Я не вижу особого недовольства. У нас все процедуры объединения гласные. Вопросы реорганизации заранее обсуждаются и с родителями, и с педагогами. Решение согласуется и с профсоюзным комитетом, и с управляющим советом школ. У нас есть протоколы собрания советов школ, администрация и родительские советы выступают за объединение. Есть все необходимые подписи и протоколы, обращения. Если же согласия нет, как в случае со школой №1223, объединение просто не происходит. Часто недовольство родителей инициировано директорами школ. Они накручивают родителей, не хотят им объяснять или сами не понимают плюсы от объединения. Мол, «нашу школу хотят слить с другой, а я ведь за вас горой всегда стою». Приводится тезис, что «у нас тут наши отобранные детки, а к нам хотят запустить непонятно кого». Это все неправильно. Не должна в школах происходить сегрегация детей и родителей на обычных и элитных. Вот, к примеру, ситуация в той же школе №1223. Разве дети работников Коптевского рынка чем-то хуже детей профессоров или бизнесменов? Все дети москвичей имеют равные права на образование. Город за всех платит школе одинаковые средства по нормативу. Почему одни родители и одни школы должны решать свои интересы за счет других родителей и самое главное — их детей? Разве мы должны отказывать в приеме детям, которые не в той одежде пришли. Мы не можем делить школы на элитные, обычные и настоящие гетто, причем за оценочный показатель брать достаток или социальное происхождение родителей ребенка. Администрация школ должна находить решения возникающих проблем, проявлять свои менеджерские таланты. Возможно, директор должен перенести свой директорский кабинет в присоединяемую школу, чтобы была возможность лучше управлять процессом постепенного объединения.
«Разве дети работников Коптевского рынка чем-то хуже детей профессоров?»
На вопросы «МН» об объединении школ ответил руководитель пресс-службы департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ
Наверх