Правительство определилось с необходимыми для модернизации России профессиями. В перечень нужных стране вошли в основном технические специальности, подготовка по которым ведется как в высших учебных заведениях, так и в техникумах и профтехучилищах. Студентам, выбравшим курс подготовки, отнесенный постановлением за подписью Владимира Путина к числу приоритетных, обещана повышенная стипендия. Предполагается, что такое материальное стимулирование вызовет у учащихся больше интереса к присутствующим в списке специальностям, находящимся сейчас не в почете, — таким, например, как машинист котлов, сборщик трансформаторов, электромонтажник-схемщик, радиомеханик.
Оба перечня специальностей как для учреждений высшего, так и среднего и начального профессионального образования включают в себя практически одни и те же направления. «Сложился такой термин, как прорывные отрасли экономики, которые послужат своеобразным локомотивом для развития других отраслей экономики. Важно все, но есть и приоритеты. В июле этого года были определены приоритетные направления развития, поэтому возникла необходимость выделения профессий, которые обеспечат кадровую подготовку для этих отраслей. Таким образом были отобраны 93 специальности», — объяснила принцип составления списка заместитель директора департамента развития профессионального образования Министерства образования и науки Вера Гринько. По ее словам, «это совместный труд разных ведомств: и Минобрнауки, и Минздравсоцразвития, и Минэкономразвития, и других».
Создание отдельного перечня для системы начального и среднего профессионального образования — необходимый шаг со стороны государства, так как квалифицированные рабочие, которых готовят в техникумах, колледжах и профтехучилищах, сегодня «дефицитный товар». «Согласно нашим данным, в сфере рабочего персонала наблюдается крайне сильный дефицит специалистов. Связана такая ситуация с относительно большим спросом и относительно малым количеством свободных кандидатов, — пояснил «МН» президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец. — Индекс, показывающий соотношение резюме/вакансии, на начало декабря равен 0,8. Это означает, что на одну вакансию приходится менее одного свободного специалиста, что крайне мало». Как уточнил Вировец, в среднем на рынке труда этот показатель равен 3,8.
За обучение по выбранным государством специальностям власти намерены поощрять молодых людей. Как утверждает Вера Гринько, стипендиальное обеспечение учащихся с 1 сентября 2011 года уже увеличено, а на разработку образовательных программ и переоснащение материально-технической базы вузов и техникумов, ведущих подготовку по приоритетным специальностям, направлены значительные деньги (в 2009–2011 годах государство выделило около 8,8 млрд руб. и почти столько же — 8,7 млрд— составило региональное софинансирование). «В целом увеличивается финансирование системы начального и среднего профессионального образования, за последние пять лет — порядка 30%», — добавила Гринько.
Что же касается 93 приоритетных специальностей, то только для них стипендиальный фонд повышен на 6%. Впрочем, если учитывать, что стипендия учащихся колледжей и училищ составляет 400 руб., прибавка не выглядит серьезной. Однако, как утверждают в Минобрнауки, отдельные учащиеся могут претендовать на специальные стипендии, размер которых будет составлять 7–14 тыс. руб. Правда, пока это чистое обещание — проект нормативных документов по стимулированию лучших студентов на приоритетных направлениях находится в разработке.
«Сейчас я говорю о механизме — в первую очередь будут учитываться итоги успеваемости, — в общих чертах согласилась обрисовать схему Вера Гринько. — На первом курсе студенты не будут получать стипендию, потому что они себя еще никак не зарекомендовали. Речь пойдет о студентах второго курса, которые должны заявить о себе, то есть успешно, на четыре и пять, заниматься в течение первого курса. Тогда им будет существенно увеличена стипендия». По словам Гринько, для учреждений начального и среднего профессионального образования выделено 5 тыс. стипендий — на всю страну.
Проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Алексей Каспржак выразил сомнение в том, что подобное стимулирование именными стипендиями серьезно отразится на увеличении потоков на приоритетных направлениях. Главным недостатком Каспржак считает то, что подобная схема выплат не выполнит главную задачу «привлечения новых лиц», ведь шанс на стипендию появится у студента только после успешной учебы.
Между тем именно на привлечение учащихся в приоритетные для экономики сферы должна быть направлена новая образовательная политика государства. Однако те, кто потенциально мог бы оказаться в числе «привлеченных», едва ли знают как о списке приоритетных профессий, так и о «привилегиях» для обучающихся по специальностям из утвержденного правительством перечня. «Никто не знает о министерских программах. При том что они существуют, очень мало кто желает ими воспользоваться», — констатирует президент Ассоциации консультантов по персоналу Юлия Сахарова. «У нас небольшой конкурс», — подтвердил «МН» руководитель структурного подразделения объединенных Кунцевского радиомеханического и Московского авиационного вечернего техникумов Игорь Никитин. «Сейчас существует тенденция на информационные технологии, а вот обучение работе с техникой, ее производству не имеет спроса», — заметил Никитин.
«Я бы сказал, что это те специальности, которые требуют специального к ним отношения с точки зрения популяризации, а не только потому, что они приоритетны для развития экономики страны», — комментирует выбор правительства с точки зрения востребованности вошедших в список профессий Алексей Каспржак. По его мнению, сейчас в общественном сознании нет понимания того, насколько имеют спрос упомянутые в перечне специальности. Для этого понимания необходима пропаганда, считает Каспржак: «Нужно заниматься пиаром. Проблема в том, что дети хотят быть теми, кого они видят в телевизоре, а там чиновники, представители шоу-бизнеса» По словам Каспржака, если не будет пиара, проблема привлечения новых студентов не решится. «Проблема не в конкретных специальностях, а в низком качестве образования и низкой культуре труда», — считает Юрий Вировец.
Еще одной проблемой эксперты назвали наличие в обществе стереотипа — большинство россиян сегодня убеждены в том, что потолок заработка для рабочих весьма невысок, как, впрочем, и шансы на нормальное трудоустройство. Но это не соответствует действительности. «Зарплата тех, кто работает в офисе, на стартовых позициях, может составлять около 30–40 тыс., столько же получает и подмастерье», — рассказала Юлия Сахарова. Зарплата отдельных специалистов может быть в несколько раз больше. «Никто не знает, что хороший квалифицированный сварщик может получать по 110–120 тыс. руб. Я такого видел в Тверской области, за ним гонялись работодатели», — поделился личным опытом Алексей Каспржак. Правда, такие случаи никак не отнесешь к массовым, и уже тем более вряд ли желаемым работодателем для выпускников технических училищ и колледжей является государство. «Наши выпускники имеют практически стопроцентный шанс трудоустроиться, но захотят ли они пойти работать на предлагаемые государством места?» — задает риторический вопрос Игорь Никитин. По его словам, средняя зарплата, предлагаемая выпускникам в государственном учреждении, с которым сотрудничают его техникумы, составляет около 16 тыс. руб. Поэтому выпускники ищут себе работу не по специальности.
Отказ от профессии «по диплому» характерен для выпускников многих учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом молодые люди могут даже не понимать, что, вливаясь в так называемый офисный планктон, они теряют шанс на довольно удачное трудоустройство через год-другой. «Выпускники техникумов востребованы, если они идут работать по специальности. Если же они идут пополнять ряды офисных менеджеров низшего звена или менеджеров по продажам без опыта, то им приходится несладко — конкуренция высокая», — рассказал Юрий Вировец из HeadHunter.
Выпускники вузов, к слову, так же чураются производства, как и обладатели дипломов о среднем специальном образовании. Исследование в Московском государственном строительном университете показало, что подавляющее количество дипломированных специалистов работать «в поле» не хотят. «75% ребят хотят работать в офисе, и только 4% сказали, что пойдут работать непосредственно на стройку. Поэтому нельзя говорить, что мы сразу получим большой эффект от нововведений», — считает Юлия Сахарова.
С техникумами ситуация усугубляется еще и нависающим над выпускниками «священным долгом» по защите отечества. По данным, которые привела Вера Гринько, 18% только что получивших диплом идут в армию, еще 23% поступают в вузы, и этот путь чаще всего выбирается не ради образования, а ради положенной студентам отсрочки от призыва на военную службу.
«Среднее профессиональное образование у нас сейчас в кризисе. На то, чтобы изменить его имидж, потребуется не меньше десяти лет», — резюмирует Юрий Вировец. По мнению эксперта, одного составления приоритетных списков специальностей и материального стимулирования учащихся мало. Проблема не только в деньгах, а в общем имидже: пока высшее образование не перестанет быть чем-то вроде аттестата профпригодности на любой должности, среднее профессиональное образование из кризиса не выйдет.
Рабочая сознательность
Все материалы сюжета
Карьера
Правительство обещает стимулировать студентов техникумов и профтехучилищ
Наверх