20141
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22554
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11945
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3775
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7924
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6633
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4006
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2948
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11816
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9416
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7395
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7841
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5237
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4014
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3119
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3048
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3984
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2839
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2856
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4339
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3784
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2670
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2292
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4322
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4302
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2838
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2901
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3323
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3099
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2937
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3144
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5538
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4037
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3677
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3105
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
14:40 27/03/2014 Анастасия Петрова 0 537

«Счастливее я от этого не стал»

Журналист, жена которого погибла под колесами поезда, добился строительства безопасного перехода

Артем Житенев

— Недавно вы сообщили, что на станции Салтыковская  началось строительство пешеходного перехода. В какой стадии оно сейчас?

— Подземный переход начали строить в феврале. И только несколько дней назад повесили официальный информационный щит. Судя по нему, работы должны закончить в декабре этого года. Подрядчик — компания из Сочи. Саму стройку сперва огородили, чтобы было более-менее удобно для людей, а потом приехал какой-то товарищ из балашихинской прокуратуры, как рассказывают продавцы местного рынка, походил, покозырял корочкой и распорядился поставить забор так, что теперь он вплотную примыкает к путям. Обзор от этого стал вообще нулевым.

— А вас заранее как активиста предупредили о строительстве или вы сами заметили?

— Я живу там и практически каждый день проезжаю это место. Просто в одночасье пригнали строительную технику, огородили все забором. Были подозрения, что там будут строить что-то наподобие перехватывающей парковки или какой-то торговый центр. Но вот оказалось, что переход. Это, собственно, тот переход, о котором говорилось, когда в феврале прошлого года приезжал губернатор Воробьев. И тогда речь шла о том, что строить переход в любом случае надо, но какой — подземный либо наземный — непонятно. А потом вся эта история вообще затихла. Обозначили какие-то примерные сроки, потом эти сроки переносили. Говорили, что без общей реконструкции железнодорожного переезда ничего не будет. И вдруг начали строить.

— После визита Воробьева прошел год. Что за это время происходило? Как вы добились строительства?

— Ну, это не только моя заслуга. Просто я очень много писал о Салтыковке. От того, что там строят переход, счастливее я не стал. Познакомился со многими интересными людьми. Я никогда не был каким-то борцом. Ну, журналист, да. Что-то пропускаешь через себя, что-то не пропускаешь. Когда все случилось с женой, то буквально через месяц можно было спиться и умереть. А можно было что-то делать. Потому что после жены на этом переходе погибли еще три человека. За этот год очень много было написано всяких материалов, различных прошений, обращений, заявлений, открытых писем в адрес областных чиновников, в адрес РЖД, в адрес руководителей Балашихи. Практически каждую неделю я что-то писал, что-то делал, знакомился с людьми, работал с адвокатами, мы собирали различные данные.

За год моя уверенность в том, что точечными мерами ничего не решишь, только укрепилась. В одном месте это сработало, а сколько помимо еще таких мест? Там ужасная статистика

— В начале января в фейсбуке была расшарена история Дарьи Мишиной. 31 декабря ее отца сбил поезд на станции Дегунино. Вы можете дать совет, что делать людям, которые хотят, чтобы у них построили безопасный переход?

— За этот год моя уверенность в том, что такими точечными мерами ничего не решишь, только укрепилась. Потому что в одном месте — Салтыковке — это сработало, а сколько помимо Салтыковки еще мест, хотя бы по тому же Горьковскому направлению? Там ужасная статистика. Да, надо писать, надо требовать. Но опять же, по Салтыковке и до меня писали, и до меня требовали. Просто получилось так, что я и люди, которые были рядом, громко об этом заявили. И вот это сработало. У Даши Мишиной это тоже сработало, но там ситуация другая. Переход был после реконструкции. И убедить компанию РЖД, что надо что-то менять, принимать какие-то меры, практически невозможно. Вот переход в Салтыковке начали строить только потому, что на нее обратил внимание Воробьев. А сделал он это потому, что я обратился к нему напрямую с письмом. Мы сейчас работаем с адвокатами, пытаемся собрать какое-то сообщество и подать либо коллективный иск к РЖД, либо иски по каждому объекту.

— А кто вам помогает?

—  Друзья, коллеги. Местные жители тоже. Но у местных свои дела, своя жизнь. Обычно кто у нас занимается письмами? Какие-нибудь пенсионеры. И, соответственно, реакции на это никакой. А что касается коллег, друзей — то они тогда меня поддержали и весь год были и остаются рядом. Они и пишут, и ходят, и собирают бумажки.

— А как заставить РЖД комплексно решить проблему?

— На самом деле РЖД невозможно заставить что-нибудь сделать. Здесь нужна, как мне видится, какая-то программа государственной поддержки, чтобы это исходило от Госдумы, от Медведева, от кого угодно. Потому что монополистам плевать на простых людей.

Проблема в том, что у нас нет какого-то органа, куда можно пожаловаться — прийти и сказать: «Ребята, вот здесь нарушаются мои права»

— Как сказал начальник пресс-службы РЖД Владимир Мягков, «смертность — не единственный показатель небезопасности перехода». 

— Да. У меня дома лежит большая пачка документов — отписки из РЖД. Когда началось движение, мне каждую неделю приходили противоречащие друг другу ответы из Минтранса и РЖД. В РЖД говорили, что ничего не предусмотрено; Минтранс писал, что станция внесена в список приоритетных, которые будут реконструировать. Потом из РЖД написали, что не раньше 2015 года. Проблема в том, что у нас нет какого-то органа, куда можно пожаловаться — прийти и сказать: «Ребята, вот здесь нарушаются мои права — мое право на жизнь, мое право на безопасность». Есть прокуратура, есть Ространснадзор, есть какие-то контролирующие органы. Но все упирается в РЖД. Когда мы начали общаться со следователями по моему делу (у меня было два следователя, потому что были две проверки), оба мне говорили: «Сережа, не надо. Все равно ничего не получится. Мы пишем годами представления, заявления, требования. Нас игнорируют». То есть получается, что компания РЖД игнорирует правоохранительные органы.

— А за этот год с вами представители РЖД лично связывались?

— Да, мы регулярно общаемся с господином Мягковым. Ну, как общаемся — когда приезжают журналисты, иногда приезжает и Мягков. У него своя точка зрения, у меня своя. Что касается станции Салтыковская, то он считает, что переход там абсолютно безопасен и соответствует всем нормам. А то, что люди гибнут — это они виноваты сами. Последний раз, когда мы встречались с ним, это было незадолго до Нового года, Мягков заявил, что в тех местах, где строятся переходы, количество травматических случаев увеличивается.

— А какая-то еще реакция со стороны РЖД была? Ну, простая, человеческая?

— Нет, абсолютно никакой. Через какое-то время после трагедии мне начали звонить представители каких-то благотворительных фондов, видимо, аффилированных с РЖД, которые предлагали свои услуги по выбиванию компенсации из компании. Присылали письма, звонили, мол, давайте мы сейчас оформим все документы, поможем вам написать все, что нужно, вы получите энную сумму, а мы возьмем свой процент. И такие благотворительные фонды объявляются практически во всех случаях, когда люди пытаются чего-то добиться.

Все зависит от того, как себя поведет РЖД. Если они не видят смысла в безопасном переходе — ничего построено не будет

— О какой сумме идет речь?

— В среднем —150 тыс. руб. Самое большое, что удавалось людям выбить — это 200 тыс. Но это, по-моему, было один или два раза за несколько лет. Для многих 150 тыс. — большие деньги. Но опять-таки, чтобы получить эти деньги, нужно не просто прийти в фонд, написать заявление в РЖД и ждать. Это нужно еще побегать, собрать бумаги.  Когда у тебя погибает близкий человек, и ты просишь эти деньги, а тебе дают их, как подачку… Зато вкладываются миллиарды в какие-то бешеные проекты за рубежом, бизнес-схемы. РЖД постоянно просит миллиарды из бюджета.

— Год назад вы говорили, что хотите создать отдельную общественную организацию, которая будет заниматься подобными случаями. Вам это удалось?

— Речь шла о создании фонда. Пока мы с этим притормозили, потому что лучше сначала завершить дело в одном месте, а потом уже работать по другим объектам. Но по возможности я стараюсь выходить на родственников погибших под поездами людей. Хотя далеко не все готовы эту тему теребить, заниматься, многие просто уходят в себя. Мы создали страницу в фейсбуке «Я против РЖД». Она уже набрала обороты, люди пишут, присылают из регионов какие-то фотографии, рассказы.

— А что вы будете делать в ближайшее время?

— Будем обращаться в прокуратуру. Мы ждем сейчас результатов экспертизы по переходу в Салтыковке, она уже идет. С ними мы пойдем в прокуратуру. Если она посчитает, что переход не соответствует ГОСТу, то они обращаются в РЖД и Ростехнадзор с требованием устранить те или иные недочеты. Ну а дальше уже все зависит от того, как себя поведет РЖД. Все упирается в них. Можно писать, можно требовать, можно все что угодно. Но если они не видят в этом смысла — ничего построено не будет. За год я это отчетливо понял. И, к сожалению, я не могу посоветовать людям, что им делать, куда им идти, куда жаловаться. Вот у нас сейчас стало модно сразу жаловаться Путину. Тогда, может быть, заработает. Но и то не факт. А после майских праздников мы планируем передать в Госдуму обращение, под которым подписались несколько тысяч человек, с требованием обратить внимание на безопасность на железной дороге.

По данным РЖД, с 2009 года по 2013 год на реконструкцию переходов на участках Московской железной дороги было потрачено 980 млн рублей

— А у вас есть свое объяснение, почему РЖД так сложно сделать эти переходы?

— Я отвечу примерно словами Мягкова, который неоднократно заявлял, что у компании РЖД нет возможности повсеместно строить переходы.

— А сколько стоит построить один надземный или подземный переход?

— Когда в Салтыковку приехал Воробьев и спросил, сколько это будет стоить, представитель Московской железной дороги сразу озвучил сумму — 100 млн. Я начал заниматься этим вопросом. Мне было интересно, сколько стоит переход. Звонил в институты и конторы, которые как раз занимаются проектированием таких вещей. И там сказали, что даже самые навороченные переходы — с лифтами, эскалаторами — стоят максимум 30–40 млн руб. Откуда берутся суммы, называемые железнодорожниками, я не знаю.

По данным РЖД, с 2009 года по 2013 год на реконструкцию переходов на участках Московской железной дороги было потрачено 980 млн руб. То есть получается, что за это время где-то должны были появиться девять-десять новых переходов.

— А вам вообще не страшно этим заниматься?

— Нет. В первое время были звонки какие-то, sms: «Что вам, делать нечего?» Без угроз, но вот такие. Потом некоторое время спустя, когда страницу в фейсбуке «Я против РЖД» стали узнавать, появились боты, появились люди, которые писали: «Сами дураки, а РЖД — замечательная, великая компания, давайте поставим Якунину памятник». Прямых угроз не было. Но в том-то и дело, что, наверное, я все делаю достаточно открыто. Я пишу то, что есть.