— Расскажите, что вдохновило вас на создание «Новой планеты»?
— Когда я смотрю любое наше кино про людей с инвалидностью, у меня внутри все закипает: почему главный герой все время пьет, почему его жена все время плачет, почему все кругом хмурые? Где счастливые минуты, которые есть в жизни у всех? Но в российских фильмах обычно только печаль и тоска, приправленные грустной фортепьянной музыкой. Почему не показывать жизнь такой, какая она есть, все время думал я.
Вряд ли вы мне назовете хоть один российский фильм, где у героя с инвалидностью позитивный образ. У нас по традиции про инвалидов снимают только что-то грустное и беспросветное. А на Западе, в частности в Великобритании, есть популярные сериалы, причем рассчитанные на массового зрителя, где люди с инвалидностью показаны веселыми, жизнерадостными, например сериал «Давайте знакомиться». Обдумывая все это, я захотел снять кино об обычной, нормальной жизни людей с инвалидностью в нашем обществе. Так родилась идея сериала «Новая планета».
Владимир Рудак
Режиссер, музыкант и писатель. Живет и работает в Петрозаводске. В 23 года получил серьезную травму позвоночника и с тех пор прикован к инвалидному креслу, что не мешает ему жить насыщенной творческой жизнью. По образованию Владимир автоэлектрик, долгое время работал мастером по свету в театре. С 1997 года пишет музыку, вместе со своей рок-группой «Кто как может» побывал во многих городах России. Позже увлекся кинематографом, в 2005 году вместе с единомышленниками снял низкобюджетную черную комедию «Крутые парни не танцуют», где многие актеры инвалиды. В своем проекте «Реабилитация инвалидов через кинематограф» Владимир объединил в творческую киногруппу волонтеров и людей с инвалидностью. В 2013 году он стал лауреатом конкурса «Новая интеллигенция» в номинации «Жажда жизни».
— То есть замысел «Новой планеты» — показать жизнь российских инвалидов, минуя общественные стереотипы?
— Я замыслил «Новую планету» как серию короткометражных документальных фильмов о жизни людей с инвалидностью, где мы избегаем закадрового повествования. Мы просто показываем их жизнь такой, какая она есть, не уходя в излишний драматизм, но и не приукрашивая ее. Стараемся как можно меньше вмешиваться, чтобы у зрителя была возможность понять и увидеть без лишних фильтров, чем занимаются и как живут такие люди. Пока мы сняли первую серию — про женщину-колясочницу с двумя ребятишками, живущую счастливой семейной жизнью, а совсем скоро закончим монтаж второй серии — про мужественную женщину-инвалида из Петрозаводска Аню Яблокову, которая, несмотря на серьезную болезнь и обездвиженность, сама зарабатывает на жизнь и живет независимо от родителей.
Фильмы по хронометражу короткие — пять-семь минут, современный зритель лучше всего воспринимает именно такой короткий формат. Мы хотим снять примерно десять историй о разных людях, а потом издать их на диске. В сюжетах будут подниматься темы личной жизни, образования, трудоустройства, доступности жилья, активного отдыха, лечения и обустройства быта. Таким образом, у зрителей будет возможность составить собственное представление о настоящей жизни людей с ограниченными возможностями.
При этом мы не хотим делать из проекта «резервацию». Мы не будем ограничиваться только героями с инвалидностью, наоборот, планируем снять несколько сюжетов про здоровых людей, работающих в социальной сфере, занимающихся психологической и социальной реабилитацией. Сейчас все наше общество разбито на маленькие обособленные группки, касты и соты, никто друг друга не понимает, все враждуют. Я уверен, что творчество — это мощный инструмент объединения: люди охотнее общаются в творческой среде и независимо от своего социального положения и проблем легко находят что-то общее.
— Как вы находите героев для ваших фильмов?
— Герои легко идут с нами на сотрудничество и охотно показывают свою жизнь, поскольку мы знакомы с ними очень давно. У меня много друзей не только в Петрозаводске, но и в Москве, Петербурге, Екатеринбурге. Я уже сам двадцать лет на инвалидной коляске, пришлось поездить по реабилитационным центрам по всей стране, и ребята, которых я там встречал, часто становились хорошими друзьями. Мы уже планируем снять несколько эпизодов в Москве, возможно, будут герои и из других городов. Все наши будущие герои — люди с интересными историями, готовые рассказать о себе.
— Кто помимо вас занимается проектом? На какие деньги вы снимаете короткометражки?
— Кроме меня в команде оператор Алексей Бабенко и композитор. По факту большую часть работы мы делаем вдвоем с оператором. Снимаем все на свои деньги и в свободное время, для нас обоих это не основное занятие. Я пишу сценарии, занимаюсь видеомонтажом, создаю контент, а Алексей работает оператором, снимает коммерческие ролики.
— Как вы продвигаете «Новую планету» в России? Как ищете своего зрителя?
— Первую серию показали в Москве по кабельному социальному каналу «Инвамедиа ТВ», еще мы регулярно участвуем в различных кинофестивалях, к примеру стали лауреатом всероссийского конкурса телевизионных программ «Смотри на меня как на равного» в номинации «Лучший телепроект». «Новую планету» показывали в различных социальных учреждениях. Нас свободно можно посмотреть на YouTube.
— Жизнь людей с инвалидностью все же довольно специфичная тема для России. Насколько зрителям интересно смотреть «Новую планету»?
— Я много раз наблюдал реакцию зрителей, видевших первую серию «Новой планеты»: люди смеются, потому что смотрят на естественное общение. Мне кажется, у нас получается очень легкое и реалистичное кино, мы стараемся не перевесить ни в сторону драматургии, ни в сторону пафоса. Зрители пишут нам, что у них не остается тяжелого осадка, как это обычно бывает после просмотра российских социальных фильмов.
Аня Яблокова, героиня второй серии «Новой планеты»
— С Владимиром мы познакомились очень давно, больше десяти лет назад. Когда он рассказал мне, что снимает «Новую планету», я сказала: «А я, а я?! Я тоже хочу быть звездой!» — и он сразу же согласился. Мне 35 лет, у меня атрофированы мышцы — я практически ничего не могу делать сама. Однако в прошлом году я приняла серьезное решение — уехала от родителей жить в отдельную квартиру. Мама меня поддержала, а вот папа был поначалу категорически против, пришлось воспользоваться даром убеждения. Я работаю психологом в отделении реабилитации инвалидов, дома мне помогает несколько сиделок. На самом деле у меня вполне обычная жизнь, я не сижу безвылазно дома.
Почему я захотела рассказать о себе на камеру? Мной прежде всего двигал интерес, я люблю необычные творческие проекты вроде этого. Также мне было важно передать свой опыт — я знаю, что наши ролики будут показывать, и, возможно, кто-то сумеет найти там для себя поддержку. Если я могу так помочь людям с инвалидностью, я, конечно, обязана это сделать.