— Дайте оценку действиям охранника школы №263 в Отрадном.
— Охранник ЧОПа «Сатурн» Юрий Егоров действовал согласно должностной инструкции — раздел 7, пункт «в» «Захват заложников». Он даже немного ее перекрыл. То есть охранник не вступил в конфликт со школьником, который пришел с оружием и угрожал ему, немедленно нажал кнопку тревожной сигнализации и вызвал наряд полиции, а когда школьник пошел туда, где был учитель географии, охранник убрал из холла детей и закрыл двери в классы, где были другие ученики. После проведенного вчера служебного расследования я, как руководитель ассоциации, считаю его действия правильными.
— А ЧОП «Сатурн» входит в вашу ассоциацию?
— Нет. В Москве в школах и детских садах работают 45 охранных предприятий. Из них 37 входят в нашу организацию.
— Вы сказали, что существует определенная инструкция. Что она вообще предусматривает в случае захвата школы?
— Если говорить про пункт «в», то это захват школы террористом или вооруженным человеком. Вот по этому пункту охранник должен, не напрягая террориста, вызвать наряд ОВО (отдел вневедомственной охраны МВД РФ) нажатием кнопки. По контракту охранное предприятие обеспечивает исправность тревожной сигнализации. В этой школе оно было исправно. Кроме этого, охранное предприятие «Сатурн», как и остальные 44, оплачивает и обеспечивает реагирование наряда ОВО. У них был заключен договор с территориальным отделом ОВО, и они оплачивают это реагирование ежемесячно. Это полностью сработало: охранник нажал кнопку, наряд прибыл через четыре минуты.
— По вашему мнению, должен ли был охранник пытаться задержать школьника самостоятельно?
— Я считаю, нет. Это могло бы привести к непредсказуемым последствиям, например, к выстрелам в холле, где находились другие дети. Сложно прогнозировать в таких случаях, но, по моему мнению, когда человек заходит в школу, приведя в тамбуре оружие в боевое положение, и направляет в грудь охраннику, вмешиваться бессмысленно. Любой шаг привел бы еще к нескольким смертям.
Основная угроза в школах — это школьник. Чаще всего замкнутый, чаще всего оторванный от коллектива
— Как можно защитить школьников от подобных ситуаций?
— Ситуация сама по себе очень сложная. Она возникла на почве либо психической неуравновешенности, либо какой-то обиды этого школьника. Ни рота омоновцев, ни Рэмбо-охранники ни исправить, ни предотвратить ее не смогли бы. Ну, не два карабина, так мог принести пистолет в кармане. Предсказать и предотвратить это очень сложно. Основная угроза в школах — это сами школьники. Наиболее непредсказуемы — замкнутые, оторванные от коллектива. Только своевременная работа психолога, классного руководителя и в первую очередь родителей может повлиять на ситуацию.
— А что вообще делать, чтобы охрана в школах стала эффективнее?
— Сейчас у охранников в школах, по моему мнению, достаточно технических средств. И, кстати, в этой школе все было — и видеонаблюдение, и рамка металлоискателя, и тревожная сигнализация. Если рассматривать случаи одиночного вооруженного террориста — человека, который идет поквитаться с кем-то в школу, то в этой ситуации мог бы помочь большой огороженный периметр школьной территории. Он мог бы дать время. Но в школах это практически нереально сделать. А все остальное, я считаю, в школах сделано идеально — и по охране, и по техническим средствам. Ну и рамки металлоискателей надо везде устанавливать. Сегодня они есть не во всех школах.
— Как действует школьная охрана в других странах?
— Мы очень много изучали работу американской ассоциации «Безопасная школа». В США охранник в школах чаще всего полицейский. В подобных ситуациях его действия заключаются в следующем — блокирование дверей и предупреждение по громкой связи всех сотрудников и учеников о нападении, чтобы уменьшить количество жертв. Ученики в это время смогут закрыть класс изнутри. Охранник школы в США не задерживает вооруженного человека. Его задача — предупредить учеников и преподавателей, чтобы люди не выходили в коридоры, и вызвать наряд полиции.
Из школы нельзя делать зону строгого режима. И невозможно делать — приходят родители, бабушки и дедушки за детьми младших классов
— А в московских школах можно использовать громкую связь?
— Она называется системой тревожного оповещения. В Москве она есть во всех школах. Но вопрос, использовать ее или нет, остается за директором. Если регулярно проводятся тренировки тревожного оповещения, то система работает. Если она не используется, то про нее все забывают.
— Сегодня стало известно, что МВД предлагает разрешить частным охранникам досматривать граждан. Как вы думаете, необходимо ли это ЧОПам, которые занимаются охраной школ?
— Мое мнение, что такой необходимости нет. Из школы нельзя делать зону строгого режима. И невозможно делать — приходят родители, бабушки и дедушки за детьми младших классов. Досмотр я бы ввел для охранников на объектах транспортной инфраструктуры. А в школах необходимости в этом нет. Здесь нужны рамки металлоискателей, через которые дети могут проходить, не создавая очередь. С телефоном прошел, а с металлическим предметом, вес которого близок к пистолету — нет.