Аккаунт без возможности зафрендить
Пока что единых правил в отношении аккаунтов умерших людей в соцсетях нет. Администрация Facebook предоставляет родственникам возможность превратить страницу покойного в мемориал: френды на его стене могут делиться воспоминаниями о покойном и выражать соболезнования близким. При этом модераторы блокируют опцию «добавить в друзья» для покойного — в этом разница с аккаунтом живого человека. Правда, чаще всего аккаунт просто удаляется.
«После обращения родных наша служба поддержки удаляет профиль пользователя из социальной сети, перед удалением мы проверяем активность пользователя. В некоторых случаях мы просим обратившихся предоставить свидетельство о смерти человека. Мемориал на профиль пользователя не устанавливают», — рассказали «МН» в пресс-службе соцсети «Одноклассники».
Российская социальная сеть «вконтакте» действует похожим образом: в 2011 году администрация сети сообщила, что страницы умерших пользователей будут закрыты со статусом приватности «Только друзья».
Твиттер удаляет учетную запись после получения свидетельства о смерти. Пароль и логин не открывают даже ближайшим родственникам.
«Живой журнал» про неживых
В ЖЖ есть сообщество inmemoriam.ru. Оно предназначено для перепостов из журналов умерших людей — в память о них или ради того, чтобы их мысли и идеи не пропали. Там же можно размещать информацию об офлайновых мероприятиях, связанных с покойным: вечерах памяти, вышедших книгах и так далее. Участники сообщества должны тщательно перепроверить факт смерти блогера, чтобы не получилось так, что кто-то разместил послание человека живого, но, к примеру, удалившего свой ЖЖ-аккаунт. «Все мы смертны, и всем нам хотелось бы, чтобы нас не забыли «вот прям так сразу», — пишет один из модераторов сообщества.
Посмертные письма
За рубежом есть специальные платные сервисы по доставке писем от умершего. Правда, потенциальный покойник должен сам позаботиться о своих посмертных письмах, то есть лично их написать и отправить администратору соответствующего сайта. Они могут содержать фотографии и видеоматериалы. Администратор берет плату за то, чтобы после смерти заказчика эти письма попали к адресатам, — правда, если они не будут отосланы, покойник уже не подаст в суд за неисполнение обязательств. Практически беспроигрышная бизнес-идея почему-то не приживается в России, где не очень принято думать о смерти заранее: потенциальных клиентов не набирается.
В мире стали появляться и специализированные продукты для умерших — такие соцсети есть и за рубежом, и в России. В нашей стране с 2008 года действует социальная сеть для умерших «Мы помним», с 2009 года — «Помним-скорбим» (которая, правда, больше работает как поисковик по данной тематике), с 2011 года — «Помни про», еще раньше возникла закрытая соцсеть для родителей умерших детей «Жизнь после». «Утрата близких что-то меняет в нас навсегда, и мы уже не можем стать прежними. Память — уникальное свойство человека. И только она дает возможность сохранять все лучшее на время, большее, чем одна человеческая жизнь. Я хочу, чтобы у всех была возможность рассказать о тех самых лучших людях, которыми мы дорожим, но которых уже нет рядом с нами», — говорит на своей персональной странице Мария Минчева, автор идеи сайта «Помним про».
«Главное, чтобы не пришли эмо и готы»
Число зарегистрированных посетителей сайта «Мы помним» — четыре тысячи, каждый день появляются новые мемориалы (на сегодняшний день их более двух тысяч). Зарегистрировавшийся пользователь может создать мемориал умершему или стать «смотрителем» уже имеющегося мемориала (смотрителей может быть несколько). Также человек может стать «почитателем» любого мемориала, может зажечь свечу и объявить виртуальную минуту молчания — в это время мемориал будет виден всем посетителям сайта. Живых пользователей можно пригласить в друзья как в обычной соцсети. Помимо мемориалов умершим близким, не возбраняется создать и присматривать за мемориалами известных людей. Например, есть мемориалы Виктора Черномырдина, Егора Гайдара, певца Михаила Круга. Последний гораздо популярнее первых двух — у него 25 почитателей (у Черномырдина их пять, у Гайдара — два).
Наиболее активно пользуются социальным сервисом для умерших две категории — люди от 35 лет и старше и молодежь от 17 до 23 лет, говорят администраторы соцсетей. «Главное, чтобы сюда не пришли эмо и готы», — пишет на форуме пользователь Andrey. «Это такой же сервис, как и любой другой», — вторит ему Solnze. «Кощунство, ни за что не пойду туда», — говорит аноним.
Когда в соцсетях для умерших присутствуют их родственники или друзья, это вполне объяснимо. Однако почитателями мемориалов зачастую становятся и посторонние умершим люди. Психологи уверены, что участие в соцсетях для умерших — это нормальный за неимением других способ «прожить горевание», прочувствовать традиции прощания.
Виртуальное наследство
Остается неурегулированным авторское право на содержимое аккаунта умершего — фотографии, фильмы, тексты. В одном из штатов США — Оклахоме — действует закон, что всем этим распоряжается наследник по завещанию.
Христина Восканова, психолог, семейный психотерапевт
— Тема смерти фактически игнорируется или табуирована в нашей повседневной жизни. Если раньше, двадцать-тридцать лет назад, умершего увозили хоронить из дома, крышка гроба стояла у подъезда. Дети видели процессию с гробом, горюющих родственников, у них был повод поговорить об этом со взрослыми и другими детьми и сформировать какое-то свое представление о смерти.
А сейчас приезжают медики, забирают тело, и смерти в доме как бы нет, потому что до похорон покойник лежит в морге. Дети не получают примера того, как ее можно переживать, как следует вести себя при прощании, что можно говорить и делать, когда страшно или грустно тебе или кому-то рядом. Утрачены традиции траура, горевания.
А многие родители, чрезмерно оберегая детей от психологических травм, специально охраняют их от такого опыта вплоть до подросткового возраста. Боятся, что дети не справятся с этим переживанием. Им говорят, что человек либо уехал навсегда, либо еще что-то подобное. И дети, видя, что родители явно не хотят поднимать эту тему, ищут информацию сами — читают некрологи в газетах или вот в соцсетях.